Хотят смягчить требования при трудоустройстве несовершеннолетних
15.11.2022 0:11:00
В соответствии с положениями законопроекта для выполнения легкого труда лицом от 14 лет договор можно будет заключить без письменного согласия органов опеки и попечительства. Сейчас оно необходимо. Достаточно будет письменного разрешения одного из родителей (абз. 2 п. 1 ст. 1 проекта). Поправки внесли в Госдуму...
Хотят смягчить требования при трудоустройстве несовершеннолетних
В соответствии с положениями законопроекта для выполнения легкого труда лицом от 14 лет договор можно будет заключить без письменного согласия органов опеки и попечительства. Сейчас такое согласие необходимо. Достаточно будет письменного разрешения одного из родителей (абз. 2 п. 1 ст. 1 проекта). Поправки внесли в Госдуму.
Согласие органов опеки и попечительства работодателю нужно будет получить при трудоустройстве детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей. Его предоставят в течение 5 дней с момента получения заявления в электронном виде через Госуслуги (абз. 3 п. 1 ст. 1 проекта). Необязательно будет проводить предварительный медосмотр при приеме на работу лиц до 18 лет, если они прошли профилактический медосмотр не ранее чем за год до трудоустройства (пп. «б» п. 3 ст. 1 проекта).
Предполагается, что поправки вступят в силу 1 марта 2023 года (ст. 2 проекта).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части вопросов регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет» (далее соответственно — Кодекс, законопроект) подготовлен в целях совершенствования трудового законодательства в части возможности совмещения получения образования и трудовой деятельности молодежи, а также в соответствии с планом мероприятий по реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р.
Согласно исследованию, проведенному в 2021 году Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) об отношении населения и отдельных целевых аудиторий к студенческим отрядам как направлению трудового воспитания молодого поколения страны, 91% школьников старших классов хотели бы подрабатывать во время летних каникул.
По данным исследований Общероссийского народного фронта и Российского движения школьников также отмечается готовность 9 из 10 подростков начать работать до 18 лет. Это позволяет сделать вывод о востребованности и заинтересованности подростков в возрасте от 14 до 17 лет в трудовой деятельности и возможности первичного заработка, а также о стремлении к познанию и освоению различных профессий.
В условиях экономического санкционного давлеия недружественных Российской Федерации государств работа, а значит доход подростка — это еще и финансовая поддержка семьи, воспитание в нем чувства ответственности.
Первая работа для подростка — это возможность получить первый трудовой опыт, начать распоряжаться первыми личными доходами, а также профориентация — помощь найти подходящую профессию для его дальнейшего развития и становления как личности.
С целью снятия ограничений, препятствий и барьеров в трудоустройстве несовершеннолетних, исключения избыточных норм, а также для повышения уровня трудоустройства несовершеннолетних граждан законопроектом предлагается внести следующие изменения в Кодекс:
— исключить необходимость получения согласия органов опеки и попечительства при заключении трудового договора с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы (статья 63);
В указанных случаях достаточно будет согласия одного из родителей или законного представителя. Согласно статье 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий. Исключение необходимости получения согласия органа опеки и попечительства о выполнении несовершеннолетним легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, не повлечет за собой нарушение прав ребенка, так как в первую очередь защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или иными законными представителями. Исключение сделано для социально незащищенных категорий несовершеннолетних — детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В отношении них предлагается для получения согласия использовать Единый портал государственных и муниципальных услуг, что также позволит существенно оптимизировать процедуру; органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере труда (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (Министерство здравоохранения Российской Федерации).
— утвердить методические рекомендации по определению работ, рекомендуемых для трудоустройства несовершеннолетних (статья 265), в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут утверждать региональные перечни с учетом специфики локальных рынков труда;
— освободить работодателя от необходимости осуществлять за свой счет предварительный медицинский осмотр несовершеннолетнего работника при его трудоустройстве (статья 266), если имеются результаты проведения профилактического медицинского осмотра незначительного срока давности;
Одним из барьеров при трудоустройстве несовершеннолетних граждан является необходимость организации работодателями прохождения медицинского осмотра. Учитывая, что средний период временного трудоустройства несовершеннолетних граждан составляет около половины месяца при неполном рабочем дне, а стоимость прохождения медицинского осмотра в некоторых субъектах Российской Федерации составляет более шести тысяч рублей, работодатели не готовы нести дополнительные затраты при трудоустройстве несовершеннолетних граждан.
— установить новый порядок проведения контрольно-надзорных мероприятий при трудоустройстве несовершеннолетних — только по заявлению несовершеннолетнего работника или его законного представителя.
Действующая практика контрольно-надзорных мероприятий предусматривает усиленный контроль соблюдения трудового законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних. Зачастую соответствующая проверка инициируется сразу после официального трудоустройства несовершеннолетнего, даже в отсутствие жалоб со стороны участников трудовых отношений.
Согласно исследованию «Ценности современных подростков. Ожидание работодателей», проведенному порталом HH.ru и проектом «APT личность», 61% работодателей видят сложности при трудоустройстве несовершеннолетних из-за юридических рисков, а 32% по указанной причине не нанимают данную категорию молодежи. Для добросовестных работодателей такие мероприятия являются избыточными, добавляющими излишние бюрократические сложности и создающими административную нагрузку.
Принятие законопроекта будет способствовать повышению уровня трудоустройства несовершеннолетних граждан, оптимизации кадровых процессов работодателя.
Законопроект не устанавливает новые обязательные требования, оценка применения которых необходима в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Источник: www.consultant.ru.
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Результаты проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых по результатам проведения предыдущей оценки установлены оптимальный и допустимый классы условий труда, планируется продлить на 2023 год. Такой возможностью смогут воспользоваться порядка 40 тысяч работодателей. Это позволит сократить финансовую нагрузку предприятий малого и среднего бизнеса, и не затронет трудовые права работников...
Эксперты Минтруда России разъяснили нюансы обучения работников охране труда по новым правилам. В частности ведомство указало, что проводить инструктажи и обучение по охране труда могут сотрудники на любых должностях. Главное, чтобы такие лица соответствовали требованиям, которые перечислены в правилах. В частности, они обязаны освоить программы для персонала…
Работодатель обязан обеспечивать безопасность труда работников (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Обязанности работодателя в области охраны труда приведены в ст. 214 ТК РФ. При этом необходимо учесть, что здания, сооружения, оборудование, технологические процессы и материалы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда (ст. 213.1 ТК РФ). Обязанности по выполнению правил по электробезопасности установлены Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее — Правила).
Согласно п. 1.1.2 Правил они распространяются на организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан — владельцев электроустановок напряжением выше 1 000 В (далее — потребители). Они включают в себя требования к потребителям, эксплуатирующим действующие электроустановки напряжением до 220 кВ включительно. При этом Правила не распространяются на электроустановки электрических станций, блок-станций, предприятий электрических и тепловых сетей, эксплуатируемых в соответствии с правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей...
Порядок оформления журналов регистрации инструктажей по охране труда определяется работодателем самостоятельно с учетом установленных требований. За основу могут быть приняты формы, приведенные в ГОСТ 12.0.004-2015. Порядок оформления журналов, в частности прошивки, следует установить в локальном нормативном акте. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя (ч. 1 ст. 214 ТК РФ)...
Минтруд России разъяснил работодателю порядок представления документов и сведений в целях определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания…
Все публикации