Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Проведение контрольного осмотра для снижения риска травмирования при ремонте и техническом обслуживании воздушных линий связи

15.09.2021 8:59:00

Воздушные линии связи являются необходимыми сооружениями, обеспечивающими связь с самыми удаленными уголками страны. С целью своевременного определения степени загнивания деревянных опор, приставок и подпор, а также проверки целостности железобетонных опор и приставок воздушных линий связи ремонтные подразделения сервисных компаний связи регулярно проводят контрольный осмотр опор. 
Проведение контрольного осмотра для снижения риска травмирования при ремонте и техническом обслуживании воздушных линий связи




Воздушные линии связи являются необходимыми сооружениями, обеспечивающими связь с самыми удаленными уголками страны. С целью своевременного определения степени загнивания деревянных опор, приставок и подпор, а также проверки целостности железобетонных опор и приставок воздушных линий связи ремонтные подразделения сервисных компаний связи регулярно проводят контрольный осмотр опор. Данная процедура предупреждает производственный травматизм, связанный с падением работников вместе с гнилой опорой при ремонте и обслуживании линий связи. Несчастные случаи, связанные с падением работников вместе с гнилой опорой, как правило, бывают тяжелыми или со смертельным исходом.



 
В качестве опор для воздушных линий связи используют деревянные и железобетонные опоры. Деревянные опоры отличаются достаточной гибкостью, они выдерживают шквальный ветер, налипание снега и льда. По сравнению с, казалось бы, более основательными изделиями из железобетона, деревянные опоры способны выдерживать ощутимые нагрузки. Железобетон отличается большей хрупкостью, нежели опоры деревянные, и это отражается на его эксплуатационных качествах. В процессе транспортировки и монтажа деревянные опоры требуют меньшей деликатности, в то время как небрежное отношение к железобетонным изделиям может стать причиной их повреждения. Железобетонные опоры во многих случаях также имеют ряд преимуществ перед деревянными.








 
Контроль состояния опор воздушных линий связи (ВЛС) проводится при контрольных осмотрах, при ремонте и в порядке текущего надзора. Контрольный осмотр опор ВЛС может быть плановый и внеплановый. Плановый контрольный осмотр опор ВЛС (независимо от проведения осмотра при ремонте и внепланового контрольного осмотра) проводится ежегодно весной до начала ремонтного сезона. Внеплановый контрольный осмотр может проводиться при необходимости в любое время года.

 
В ходе планового контрольного осмотра проверяются:


 состояние маркировки опор;
 наличие посторонних предметов и состояние растительности на трассе линии и непосредственно вокруг оснований опор;
 соответствие конструкции опор данным техучета;
 вертикальность опор с учетом необходимых уклонов при несимметричности натяжений проводов по направлениям и профиля линии по рельефу;
 наличие перехлеста проводов и набросов посторонних предметов на провода, кабели, траверсы и кабельные площадки;
― наличие потеков пропиточного антисептика;
 степень загнивания деревянных столбов, подпор и приставок у поверхности земли, в местах наложения хомутов и прилегания столбов к приставкам;
 наличие загнивания деревянных столбов, подпор, приставок по всей высоте визуальным осмотром;
 наличие механических повреждений деревянных и железобетонных столбов, приставок, деревянных подпор и болтов их крепления, состояние и натяжение хомутов крепления столбов к приставкам, тросов оттяжек и якорных креплений оттяжек;
 целостность и надежность пола и ограждений кабельных площадок, состояние кабельных ящиков и коробов, ступенек на кабельных опорах;
 состояние молниеотводных спусков, защитных планок молниеотводных спусков при отсутствии искровых промежутков;
― целостность и положение траверс, состояние их креплений;
 целостность и состояние линейной арматуры, тросов подвески кабелей и креплений кабелей к тросам, чистота изоляторов;
 величины стрелы провеса проводов и соблюдения габаритов на переходах и в пересечениях, в том числе проводов пересекаемых воздушных линий, с целью определения необходимости измерений.
 
Одновременно с вышеуказанными обходами и осмотрами проводятся проверки соответствия ВЛС требованиям строительных норм и правил, невыполнение которых снижает необходимую устойчивость столбовых линий связи (укрепление угловых опор подпорами или оттяжками, соблюдение требований по оборудованию вводов в здания и т.п.).

 
 

 
При проведении контрольного осмотра воздушных линий связи необходимо помнить,
что все деревянные опоры, приставки, подпоры воздушных линий связи со временем разрушаются вследствие гниения древесины 
 разложения ее целлюлозы, происходящего вследствие деятельности дереворазрушающих грибов и микроорганизмов.
 
 

Различные части деревянных опор подвержены гниению в различной степени. Прежде всего гниение начинает развиваться на уровне заделки опоры в грунт. При этом гниение развивается обычно в виде концентрического кольца, поражая в первую очередь наружные слои древесины. Нередко гниение захватывает лишь одну сторону столба, расположенную по большей части с теневой стороны. В следующую очередь гниение захватывает верхушку столба, затем те его места, в которых нарушен наружный слой древесины (в местах расположения затесок, зарубок, болтов, глухарей и пр.), и, наконец, целиком весь столб. Обычно гниение развивается от наружных частей столба к внутренним.
 
Однако наблюдаются, хотя и редко, случаи, когда гниение захватывает в первую очередь сердцевину столба. Такие случаи являются наиболее опасными, так как не всегда при этом удается своевременно установить необходимость смены подгнившей опоры. Наиболее неблагоприятны условия загнивания опор на насыпях. В этих случаях гниением может поражаться вся подземная часть опор. Как показывает опыт эксплуатации деревянных опор, столбы одного сорта и качества древесины, пропитанные одним и тем же способом и установленные в одних и тех же условиях грунта, выбывают неравномерно.
 
Небольшая часть столбов требует замены уже в ближайшие годы после их установки; другая часть, наоборот, остается в работе значительно дольше среднего срока службы для данного типа столбов. Загнивание верхних частей опоры происходит значительно позднее, чем нижней ее части, расположенной на уровне заделки опоры в грунт. Поэтому полной смене опоры обычно предшествует постановка опоры на пасынки или смена пасынков (в том случае, если опора установлена сразу на пасынках). Ввиду значительной неопределенности характера и интенсивности гниения деревянных опор необходимо для предупреждения поломки их в местах, ослабленных загниванием, вести систематический контроль за их состоянием путем замера в установленные сроки глубины загнивания опор.








 
В песчаном грунте опоры загнивают быстро, причем гниение распространяется на весь комель. В глинистом и суглинистом грунтах гниение происходит медленнее, а зона гниения находится главным образом на 5-10 см выше и на 40-50 см ниже поверхности земли. В болотистом грунте опоры загнивают медленно, зона гниения зависит от уровня меженных вод и находится на 10-40 см выше уровня воды. У опор, установленных в воде или почве с высоким уровнем грунтовых вод, зона гниения расположена на 50-60 см выше поверхности воды или земли. У древесины одной и той же породы стойкость против гниения зависит от ширины годичного слоя, мелкослойная древесина (с тонким годичным слоем) противостоит гниению в большей степени, чем крупнослойная.

 
 


 
Сроки службы непропитанных деревянных опор зависят от скорости их гниения, которая определяется главным образом климатическими условиями, характером грунта, породой и качеством древесины.
 

 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ ЗАГНИВАНИЯ ДЕРЕВЯННЫХ ОПОР,
ПРИСТАВОК И ПОДПОР
 

Степень загнивания деревянных опор, подпор и приставок, пропитанных по всей длине, проверяется внешним осмотром и простукиванием. Осмотром можно выявить внешнее круговое загнивание древесины и местные загнивания (отдельные очаги, гнили и трещины, где может иметь место глубокое и быстрое загнивание). Особенно тщательно следует осмотреть места, наиболее подверженные загниванию, зоны так называемых опасных сечений (в месте выхода деревянной опоры, приставки из земли).
 
Простукивание осуществляется с уровня роста человека до поверхности земли с трех сторон, перемещая линии контроля по окружности примерно через 120 градусов, а также по всей окружности у поверхности земли и выполняется обычным молотком весом не менее 0,4 кг, выявляя внутреннее загнивание древесины. Здоровая древесина при простукивании издает характерный звонкий звук, гнилая – глухой.
 
Зона загнивания захватывает 0,6 м выше и 0,6 м ниже уровня грунта. По результатам внешнего осмотра определяют необходимость проверки степени загнивания древесины с помощью щупа.
 
После простукивания столб откапывают на глубину 30-60 см. Откопку основания опоры производят, сначала погружая штык лопаты вертикально в землю у основания опоры, а затем, откапывая по касательной к окружности столба, не направляя штык лопаты в сторону столба, чтобы не повредить его.
 
В зависимости от глубины закопки внешним осмотром и простукиванием определяют качество древесины. Если при осмотре древесина повреждена, то ее промазывают битумной мастикой. Если столб подгнил, то щупом определяют глубину загнивания. Для этого щупом делают по окружности несколько проколов (но не менее трех) и определяют глубину загнивания в сантиметрах. Затем складывают полученные величины, делят сумму на число проколов щупом и получают среднюю величину загнивания опоры. После этого измеряют длину окружности опоры у места проколов. Вычитая из полученной длины окружности среднюю величину глубины загнивания, умноженную на 6,3, получают длину окружности оставшейся здоровой части опоры. Минимально допустимая длина окружности оставшейся здоровой части древесины определяется по специальной таблице таблице (см. ниже). Если она не превышает нормы, столб очищают от гнили, дополнительно промазывают битумной мастикой.
 
На выявленные аварийные опоры наносятся предупредительные знаки (маркировка).




















 


 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ
ОПОР И ПРИСТАВОК
 
 
При осмотре железобетонных приставок и опор обращают особое внимание на качество поверхности их бетона, так как в большинстве случаев постепенное разрушение установленных приставок (опор) и уменьшение их несущей способности (прочности) начинается с повреждения их поверхности и разрушения защитного слоя бетона. Часто такие разрушения или повреждения поверхности бетона приставок (опор) происходят у поверхности земли. Поэтому при осмотре установленных приставок и опор особенно тщательно обследуется поверхность их бетона у самой земли.
 
На поверхности бетона приставок и опор не должно быть раковин глубиной и шириной более 5 мм и сколов углов глубиной более 8 мм. Сколы бетона глубиной более 8 мм и раковины на поверхности приставок и опор размером или глубиной более 5 мм должны быть закрашены битумом или отремонтированы цементно-песчаным раствором. В случае появления на отремонтированном месте после твердения свежего бетона волосных трещин между старым и свежим бетоном ремонт должен быть проделан заново.
 
На приставках и опорах с обычной, не напряженной, арматурой в результате перегрузок, ударов или усадки бетона во время его твердения могут появиться поверхностные волосные (тонкие) трещины. Такие трещины (с шириной раскрытия не более 0,3 мм), а также выходы на поверхность бетона поперечных хомутов или продольной арматуры, на небольших участках (длиной до 15-20 см) могут быть отремонтированы путем закрашивания их разогретым битумом.
 
Сквозные трещины, проходящие через все сечения приставок и опор шириной более 0,3 мм, или сколы бетона, проходящие на всю толщину стенки или поперечного сечения, а также трещины и следы разрушения бетона от коррозии арматуры ремонту не подлежат. Такие приставки (опоры) должны быть заменены.

Приставки и опоры с предварительно напряженной арматурой не должны иметь никаких трещин. Наличие трещин на поверхности бетона таких приставок и опор указывает на потерю или ослабление предварительного напряжения арматуры и бетона, что вызовет значительное уменьшение их несущей способности.








 
При осмотре вновь построенной или отремонтированной линии на железобетонных приставках или опорах дополнительно проверяются:


 соответствие типа, длины и расчетного момента приставок (опор) проекту. Тип и расчетный момент приставок (опор) проверяется по маркировке, внешнему виду и размерам, а также по документам изготовителя;
 правильность установки и глубина закопки приставок и опор, а также качество уплотнения грунта в ямах. Глубина закопки приставок и опор проверяется по наружным размерам (длине надземной части) и в случае необходимости выборочной откопкой. Допускаются отклонения в глубине закопки приставок и опор в пределах до 5 см;
 наличие вкладыша между двумя приставками проверяется выборочно путем откопки до 5% опор;
 наличие и качество битумного защитного покрытия закапываемой части опор и приставок, устанавливаемых в районах с агрессивными грунтовыми водами или вблизи электрических железных дорог постоянного тока, трамвая или троллейбуса;
― надежность и сила затяжки хомутов на приставках, плотность прилегания выступов приставок к опоре, отсутствие под хомутами следов сползания опоры.
 
На выявленные аварийные опоры наносятся предупредительные знаки (маркировка). Приставки (опоры) с трещинами любого характера и размеров со сколами бетона, обнаруженной продольной арматурой ремонту не подлежат и должны быть заменены. Выходы продольной арматуры на торцах предварительно-напряженных опор или приставок должны быть закрыты цементно-песчаным раствором или закрашены масляной краской. Небольшие сколы бетона на торцах приставок и опор, хотя и не влияют на их прочность или долговечность, но ухудшают внешний вид, поэтому такие сколы бетона следует ремонтировать цементно-песчаным раствором.

 

В.А. Сенченко 
 


ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК
 
 
По материалам авторской публикации в издании «Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях»




 










БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 




Оперативная и актуальная информация на электронную почту















 







Все публикации
© 1997-2021 Клинский институт охраны и условий труда