Трансформация процесса обучения по охране труда
01.02.2024 13:46:00
В предлагаемой вашему вниманию статье приведено авторское видение алгоритма обучения по охране труда, имеющего универсальный и дополнительный компоненты, а также сформулированы результаты и компетенции, формируемые по итогам прохождения обучения. Также обобщены и проанализированы требования, которые предъявляются к работникам, осуществляющим подготовку в области охраны труда, сформулированы выводы о грядущих трансформационных изменениях в процессе обучения, которые связаны с разработкой проекта профессионального стандарта «Специалист по обучению в области охраны труда» и «Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2464...
В предлагаемой вашему вниманию статье приведено авторское видение алгоритма обучения по охране труда, имеющего универсальный и дополнительный компоненты, а также сформулированы результаты и компетенции, формируемые по итогам прохождения обучения. Также обобщены и проанализированы требования, предъявляемые к работникам, осуществляющим подготовку в области охраны труда, сформулированы выводы о грядущих трансформационных изменениях в процессе обучения, которые связаны с разработкой проекта профессионального стандарта «Специалист по обучению в области охраны труда» [14] и «Правил обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2464 (далее – Правила обучения по охране труда).
Обучение по охране труда высшего менеджмента и работников организаций играет огромную роль при обеспечении соблюдения требований охраны труда в организации. От того, насколько качественно обучены руководители, зависит их понимание истинной цели охраны труда, ее экономической значимости для организации и практической ценности для сохранения и развития трудового потенциала работников. Качество обучения в первую очередь влияет на проявление «человеческого фактора», который является ведущей причиной получения работниками различных повреждений здоровья в процессе труда.
Обеспечение подготовки работников по вопросам охраны труда на данный момент является актуальнейшим направлением дискуссий экспертного сообщества. Оно вызывает огромный спектр негативно окрашенных эмоций ввиду отсутствия единой позиции в толковании правильности организации процесса обучения. В этой связи авторы видят целью статьи представление и анализ проблем, сопутствующих подготовке по охране труда, обобщение правовых основ данного процесса и рассмотрение путей его трансформации.
Практика показывает, что далеко не везде, а в особенности в малом бизнесе и на микропредприятиях, обучение по охране труда проводится на достойном уровне. За последние лет пять контрольно-надзорными органами в сфере труда были выявлены обучающие организации, занимающиеся фиктивным обучением в сфере охраны труда (на организации были возложены существенные административные штрафы, а у работодателей изъяты документы об обучении) [1].
Кроме того, многие работодатели не позволяют работникам пройти обучение качественно ввиду того, что не желают отрывать их от производственного и рабочего процессов, сохраняя за работником его рабочее место и средний заработок во время освоения им безопасных способов работы. Конечно, при обучении образуется определенный простой в работе, который экономически не выгоден работодателю. Но работник не обязан проходить обучение в свое свободное время, отведенное для отдыха и восстановления работоспособности и здоровья. Следовательно, такая ситуация породила стремление работника к так называемому быстрому обучению без обучения: прохождению итогового тестирования без изучения материала.
В итоге обучение по охране труда воспринимается работодателями как «чемодан без ручки»: бросить (не проводить) нельзя в силу того, что они будут наказаны контрольно-надзорными органами при проверке или иной ситуации, и тащить тяжело (проводить должным образом) ввиду отсутствия понимания его социально-экономического значения.
С другой стороны, и сами работники порой не имеют желания актуализировать свои знания в области охраны труда, несмотря на лояльное отношение работодателя к этому процессу. Персонал с большим опытом работы считает, что трудовой стаж дал им достаточно знаний для сохранения собственных жизни и здоровья в процессе производственной деятельности. Поэтому обучение они воспринимают как «обузу» и точно также стремятся к быстрому «обучению без обучения».
И работодатель, и работники должны понимать, что цена качественной подготовки по охране труда (обучения, инструктажа, стажировки, проверки знания требований охраны труда) – сохранение бесценной жизни и здоровья работника. Статистика производственного травматизма в последнее время неутешительна (рис. 1).
Представленная на рисунке 1 динамика производственного травматизма наглядно показывает, что произошел откат показателей к допандемийному 2018 году. Данную ситуацию также можно связать и с мораторием на проверки контрольно-надзорных органов, и с массовым внедрением дистанционного обучения по охране труда.
Рис. 1. Динамика производственного травматизма по данным
Роструда (построено авторами на основе данных [2])
В учебном процессе при проведении занятий в дистанционной форме, в онлайн-формате, у студентов, осваивающих учебный материал по техносферной безопасности, существенно падала мотивация к обучению и восприятию технических дисциплин, а промежуточная аттестация по дисциплинам показала отрицательные результаты. Такое явление было повсеместно отмечено и другими коллегами. Соответственно, и изучение охраны труда работниками в дистанционном виде, как правило, сводится к прочтению лекций и просмотру монотонных роликов, что не дает должного восприятия и понимания важности соблюдения требований охраны труда.
Другой проблемой в области обучения по охране труда выступает качество подготовки (уровень знаний) работников, которые организуют и проводят обучение. У лекторов и методистов аккредитованных обучающих организаций по охране труда (далее – учебные центры) может отсутствовать должное профессиональное образование в области техносферной безопасности (присвоенная квалификация или профессиональная переподготовка) и (или) достаточный опыт работы в сфере охраны труда, что может значительно сказываться на качестве учебно-методического материала.
В. И. Беляевым, О. В. Кузнецовой [3, 4] в исследованиях неоднократно отмечалось, что «охрана труда является прикладной сферой трудового оппортунизма». В данном случае вполне оправдано говорить, что в обучении по охране труда процветает оппортунистическое поведение, как работодателя, так и работников. Не раз говорилось о смене негативной парадигмы в области экономического восприятия охраны труда и сопутствующих ей процессов на позитивную.
Однако реальная ситуация свидетельствует о нарастании негативной тенденции: на январь 2022 года 7,6 % от общего количества выявленных Рострудом нарушений относятся к области подготовки по охране труда в части изучения требований охраны труда и инструктирования. Более того, приведенный показатель демонстрирует рост на 4,6 % в сравнении с предыдущим периодом. Также Федеральной службой по труду и занятости в 6,4 % случаях выдавались предписания об отстранении от работы персонала, не прошедшего соответствующую подготовку, что на 188 % превышает показатель предыдущего отчетного периода [5]. Это свидетельствует о росте трудового оппортунизма в первую очередь среди работодателей. Однако приведенные показатели еще не учитывают обновленные Правила обучения по охране труда.
Изучение требований безопасности труда играет ключевую роль в снижении числа несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые развиваются в процессе трудовой деятельности [6]. Работники, получившие знания и умения по охране труда, обладают всей необходимой информацией о негативном влиянии, оказываемом на них вредными и опасными факторами производственной среды и трудового процесса, способны идентифицировать опасности, знают способы защиты от них, осознают роль средств индивидуальной защиты и умеют правильно их применять, соблюдают обязанности в области охраны труда и отстаивают свои права.
Относясь осознанно к безопасности при организации трудовой деятельности, они зачастую стремятся перенести эти навыки в бытовую сферу, демонстрируя тем самым осознанный подход к безопасности. Таким образом, качественно обученные работники имеют меньшую вероятность получить производственную травму или создать опасную (аварийную) ситуацию, в которой воздействию опасностей будут подвергнуты их коллеги.
Статья 214 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) закрепляют за работодателем следующие обязанности:
– по организации изучения работниками методов и приемов безопасного труда, оказания первой помощи, способов ношения и применения средств индивидуальной защиты;
– по проведению инструктажей и стажировки по охране труда, оценке полученных знаний;
– по недопуску работников к выполнению работы без наличия необходимых знаний и умений по охране труда [7].
Статьей 216 ТК РФ закреплено право работника на приобретение навыков безопасного труда за счет средств работодателя, а статьей 215 Кодекса возложена обязанность по прохождению соответствующей подготовки и подтверждению уровня необходимых знаний [7].
В статье 219 ТК РФ раскрывается определение понятия «обучение по охране труда» как процесса получения работниками, состоящими в трудовых отношениях, знаний, умений и навыков безопасного труда, развивая тем самым необходимые компетенции с целью сохранения собственных жизни и здоровья. Законодательная норма устанавливает разновидности обучения по охране труда [7], при прохождении которого у работника должны сформироваться новые компетенции безопасной трудовой деятельности.
Правовые основы процесса обучения в области охраны труда заложены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 года № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». Документ регламентирует процесс подготовки работников по охране труда и проверки знания требований охраны труда [8]. Обновленные Правила обучения по охране труда получили статус действующего документа с 1 сентября 2022 года, значительно изменив требования к процессу освоения работниками безопасных подходов к трудовой деятельности, дифференцировав категории обучаемых в соответствии с программами обучения, введя дополнительные требования к практическим занятиям, которые в отличие от теоретической части подготовки не предполагают дистанционного формата их проведения.
Таким образом, новые Правила обучения по охране труда отчасти приблизили подготовку по охране труда к обучению, проводимому в вузе по отдельным дисциплинам. Однако Правила обучения по охране труда не устанавливают критерии качества обучения, а также имеют спорную трактовку отдельных требований, что вынуждает работодателя обращаться в Минтруд России за дополнительными разъяснениями (например, менее чем за год действия документа было выпущено более десятка пояснительных писем и их число продолжает расти). При этом министерство, отвечая на поступившие запросы, подчеркивает, что высказанная в письме позиция является частным мнением и носит лишь разъяснительный характер, но не обладает силой нормативного правового акта.
Кроме того, государственные инспекторы труда из регионов, значительно удаленных от Москвы, воспринимают разъяснения представителей Минтруда России с большим скепсисом, имеют свое мнение по отдельным вопросам и не спешат реализовывать «советы» министерства на практике. Все это значительно затрудняет применение документа.
В соответствии с Правилами обучения по охране труда элементами подготовки являются:
– инструктажи по охране труда;
– стажировка по охране труда на рабочем месте;
– обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим;
– обучение методам ношения специальной одежды и обуви, применению других видов средств индивидуальной защиты;
– обучение требованиям охраны труда (по трем видам программ обучения: А, Б, В или 46а, 46б, 46в) [8].
Рис. 2. Алгоритм обучения по охране труда
Схематично алгоритм обучения по охране труда выглядит, как на рисунке 2. Обучение имеет универсальный компонент (авторское мнение), предполагающий, что имеются виды обучения, прохождение которых в том или ином виде обязательно для работников любой организации независимо от вида ее экономической деятельности. Так, если работник освобождается от прохождения обучения, например, по программе Б (46б) (обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, к которым не предъявляются повышенные требования безопасности), то способы безопасной работы должны изучаться им в ходе вводного инструктажа.
Также учитывается дополнительный компонент (авторское мнение), предполагающий специфические виды обучения по охране труда, на которое направляются лишь отдельные категории работников (те из них, кто обязан освоить методы и приемы оказания первой помощи и (или) изучить принципы применения средств индивидуальной защиты, постоянно используемых в процессе труда).
Предполагается, что новые подходы к обучению по охране труда должны развивать и формировать:
– знания, которые работник приобретет в ходе освоения теоретической части курса;
– умения, которые работник получит на практических занятиях;
– навыки, которые работник приобретет в результате прохождения стажировки и в процессе трудовой деятельности.
Кроме того, до июля 2023 года действовал ГОСТ 12.0.004-2015 «Организация обучения безопасности труда», раскрывавший терминологические основы в области обучения по охране труда, пояснял категории обучающихся и рассматривал процесс обучения. Однако его действие приостановлено до 2026 года и планируется разработка нового стандарта, но как скоро это произойдет не известно [9].
Основополагающим документом, регламентирующим вопросы оказания первой помощи, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). В соответствии со статьей 31 Закона № 323-ФЗ первая помощь – это особый вид помощи (существенно отличный от медицинской), которая оказывается лицами без медицинского образования при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала [10].
Организуя подготовку персонала по применению средств индивидуальной защиты, работодатель формирует перечень изделий, правильное использование которых невозможно без наличия у работников практических навыков. При этом должна учитываться степень риска причинения вреда, определяя которую, как разъясняет Минтруд России, необходимо руководствоваться результатами оценки профессиональных рисков [11]. Однако такое пояснение не дает четкого понимания, как это сделать на практике. В этой связи экспертное сообщество руководствуется положениями ГОСТ Р 59123-2020 «Средства индивидуальной защиты. Общие требования и классификация» и ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты».
Приведенная законодательная база формирует правовые основы процесса обучения по охране труда и частично его организационные основы (многие аспекты обучения до конца не ясны и требуют дополнительных разъяснений), но не устанавливает требования к качеству проводимого обучения и формирования новых компетенций. Стандартные формы проверки знания требований охраны труда в дистанционном формате (как правило, используется упрощенное тестирование) не позволяют полноценно оценить результат освоения тех или иных программ обучения по охране труда.
Остаточные знания можно оценить и поддерживать на приемлемом уровне с помощью предсменного тестирования работников, но такой формат используется в основном крупными российскими компаниями. Формирование новой компетенции можно проверить только на практике в ходе рабочего процесса. В учебном же процессе доступно лишь моделирование ситуации, проведение деловых или ролевых игр, применение компьютерных тренажеров. К сожалению, это не самые популярные методы обучения.
На наш взгляд, новые Правила обучения по охране труда кардинально трансформировали подход к подготовке работников в области охраны труда, в частности:
– увеличилось количество видов обучения (ранее было три вида обучения, сейчас в общей сложности – семь);
– изменились подходы к процессу обучения по охране труда (увеличилось количество программ обучения, появилась необходимость разработки учебно-методических комплексов (далее – УМК), введены практические занятия по отдельным программам);
– установлено дополнительное требование по обязательности освоения навыков правильного использования (применения) средств индивидуальной защиты (подготовка осуществляется или в процессе инструктажа на рабочем месте, или в виде отдельной программы обучения);
– изменились подходы к созданию комиссий по проверке знания требований охраны труда;
– изменились требования к фиксации результатов обучения (исключено требование об обязательности ведения журналов регистрации результатов инструктажей, установлена возможность неоформления удостоверения о проверке знания требований охраны труда, вменена обязанность по передаче сведений об обученных работниках в специализированный реестр);
– предоставлен выбор места обучения для работников рабочих профессий (ранее они обучались только силами работодателя);
– появилось требование о прохождении проверки знания требований охраны труда у руководителей служб охраны труда и специалистов по охране труда посредством информационной платформы – единой общероссийской информационно-справочной системы по охране труда (ЕИСОТ) (это вызвало колоссальное общественное волнение в экспертном сообществе);
– введена обязанность работодателя по материально-техническому и учебно-методическому обеспечению процесса обучения при принятии решения об обучении персонала по охране труда без привлечения обучающей организации.
В этой связи у работодателей возникло достаточное количество проблем, связанных с организационными и экономическими аспектами процесса подготовки работников:
– увеличением трудовой и финансовой нагрузки в связи с разработкой УМК;
– приобретением наглядных пособий и технических средств обучения;
– направлением отдельных категорий работников на обучение в учебные центры.
Кроме того, новые Правила обязывают работодателя проводить обучение работников с отрывом от производственного и рабочего процесса, что крайне невыгодно работодателям. Однако законодательство не запрещает обучать работников поэтапно (группами по часам). Здесь главным моментом выступает соблюдение срока: в течение 60 дней после трудоустройства или с момента возникновения оснований для внепланового или планового обучения.
Следующий трансформационный этап обучения по охране труда, по нашему мнению, связан с обособлением работника, проводящего обучение, в отдельную штатную единицу. Ниже приведено обоснование данного мнения.
Работник, проводящий подготовку по охране труда, в соответствии с обновленными Правилами обучения по охране труда должен обладать определенным набором теоретических знаний и практических умений. Но прежде всего, важно понять и определить категорию лиц, которые могут выполнять данный функционал в организации.
Термин «инструктор по охране труда» впервые появился в ГОСТ 12.0.004-2015. Под ним понималось лицо, прошедшее подготовку по охране труда, изучившее приемы и методы проведения инструктажей, обучения и проверки знаний и допущенное работодателем к обучению работников в организации.
Однако данный термин не прижился в сфере охраны труда. Работником, на которого традиционно возлагаются обязанности по организации и проведению обучения по безопасности труда, является специалист по охране труда. В соответствии с требованиями профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» указанный работник наделяется полномочиями только по проведению вводного инструктажа, организации подготовки и контроля за проведением процесса обучения по охране труда [12]. При этом документом не устанавливаются требования к педагогическим знаниям и умениям, которыми должны обладать преподаватели, для эффективного проведения обучения по охране труда.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда...» (далее – Правила № 2334) определяет ряд требований к специалистам таких учебных центров и индивидуальных предпринимателей.
1. В целях проведения обучения требованиям охраны труда в штате организации (по основному месту работы) должно быть обеспечено наличие минимум двух специалистов по конкретному виду обучения, которые имеют высшее образование, стаж работы в учебном центре от 1 года или опыт практической работы в области охраны труда от 5 лет, прошедшие проверку знания требований охраны труда в ЕИСОТ [13].
2. В целях осуществления подготовки по оказанию первой помощи пострадавшим должно быть обеспечено наличие в штате организации (по основному месту работы) минимум одного специалиста, который прошел подготовку по оказанию первой помощи и соответствующую проверку знания требований охраны труда в ЕИСОТ [13].
Анализ требований, предъявляемых к специалистам учебных центров, позволяет сделать вывод о том, что у них может отсутствовать профильное педагогическое образование. Фактически ими могут быть работники с любым высшим образованием и опытом в области охраны труда. Но является ли практическая деятельность в области охраны труда в течение 5 лет залогом того, что такой специалист будет обладать педагогическими навыками организации процесса обучения?
Кроме того, данный работник должен обладать базовыми знаниями в области охраны труда и соответствовать квалификационным требованиям. Требования к квалификации, описанные в проекте стандарта, предполагают, что у специалиста имеется:
– либо высшее образование в области техносферной безопасности без учета стажа работы;
– либо высшее непрофильное образование, профессиональная переподготовка в области охраны труда и опыт работы в учебном центре продолжительностью от 1 года;
– либо среднее профессиональное образование, профессиональная переподготовка в области охраны труда и стаж работы в учебном центре продолжительностью от 3 лет.
Дополнительно специалист обязан с периодичностью раз в три года проходить подготовку по охране труда и проверку знания требований охраны труда в ЕИСОТ, а также повышать квалификацию как преподаватель по обучению основам оказания первой помощ
и [14].
Приведенные в Правилах № 2334 требования отличаются от тех, что отражены в профессиональном стандарте. Можно сказать, что они более лояльные в части требований к образованию, но и более жесткие – к опыту специалиста по охране труда.
Таким образом, меняется только один аспект: специалист по обучению, работающий в учебном центре (или у работодателя), должен иметь образование в области техносферной безопасности или пройти профессиональную переподготовку по охране труда.
С одной стороны, данное требование профессионального стандарта обосновано: человек, не имеющий базовых знаний в области техносферной безопасности, не может полноценно осуществлять процесс обучения по охране труда. Так, зачастую работники учебных центров и действующие специалисты по охране труда не понимают разницы между такими понятиями, как «опасность» и «опасный или вредный производственный фактор»; «производственный риск» и «профессиональный риск». Такие работники не могут грамотно составить программу обучения или сформировать УМК ввиду отсутствия необходимых знаний по применению специфической терминологии (встречаются ситуации, когда «эффектные» термины используются не по назначению, применяется терминология из других областей знаний, не имеющая отношения к охране труда).
С другой стороны, данное требование ставит работодателя в более жесткие рамки при выборе кандидатуры, на которую будут возложены обязанности по проведению обучения по охране труда в организации. Ввиду того, что Правила обучения по охране труда не содержат требований к уровню квалификации работника, который проводит обучение, работодатель вправе поручить выполнение этой непростой задачи любому компетентному, на его взгляд, специалисту. Принятие профессионального стандарта в предлагаемой редакции вынудит работодателя либо повышать квалификацию ответственных за обучение работников, либо привлекать компетентных специалистов «со стороны», что в любом случае повлечет за собой дополнительные расходы.
Проблема качества обучения, о которой говорилось в начале статьи, может и не быть решена с помощью введения нового профессионального стандарта. При значительном опыте в подготовке специалистов в области охраны труда стоит отметить, что в процессе обучения не делается акцент на разработку программ обучения и учебно-методических комплексов для них. В лучшем случае будущие специалисты (бакалавры) проходят педагогическую практику, где учатся разрабатывать лекционно-практический материал по заданным дисциплинам. Большее внимание педагогическим аспектам отводится при обучении по программам магистратуры, но в магистратуру поступает, как правило, 10-15 % обучающихся по направлению «Техносферная безопасность».
Качество программ переподготовки в области охраны труда в разных учебных центрах довольно разнится. Влияние оказывают различные факторы: опыт и уровень квалификации работающих в них специалистов, ответственное отношение к выполняемой работе и качеству предоставляемых услуг и многое другое. Поэтому кроме специального образования, чтобы работать полноценным преподавателем по охране труда, на наш взгляд, необходимо проходить курсы повышения квалификации, направленные на формирование новых компетенций именно по проведению обучения по охране труда, разработке программ и учебно-методических комплексов.
На наш взгляд, новый профессиональный стандарт предполагает введение новой штатной единицы (должности) – специалист по обучению охране труда. При этом объем трудовых обязанностей у него будет значительным. Он включает планирование обучения, разработку и периодическую актуализацию программ обучения и УМК по всем направлениям подготовки, организацию и проведение обучения работников в области охраны труда. Он также должен будет осуществлять подготовку работников, ответственных за проведение инструктажей и стажировок по охране труда: учить их правильной организации учебного процесса, оказывать методическую поддержку и так далее. Для того чтобы специалист по обучению мог качественно и эффективно выполнять возлагаемые на него обязанности, он должен обладать не только знаниями в области охраны труда, но и соответствующими компетенциями педагога.
Таким образом, эффективность обучения по охране труда зависит от нескольких аспектов:
– качественно разработанной нормативно-правовой основы процесса подготовки по охране труда (на данный момент остается множество спорных вопросов, требующих официальных разъяснений, и (или) доработки действующих нормативных правовых актов);
– уровня компетентности специалиста, организующего и проводящего обучение (возможно в ближайшее время данный вопрос будет решен с принятием соответствующего профессионального стандарта);
– уровня осознания работодателем и работником социально-экономической значимости обучения по охране труда (требуется активная пропаганда охраны труда, так как действующие кампании и подпрограммы Минтруда России имеют спорную эффективность);
– степени формирования культуры безопасности труда в организациях;
– состояния управляемости системы охраны труда на уровне государства в целом;
– качества подготовки специалистов, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность» в вузах, и качества профессиональной переподготовки в сфере охраны труда;
– принципов и непреложных правил обучения, применяемых в учебных центрах.
Кроме того, полагаем, что учебным центрам необходимо сформулировать «золотые правила» обучения по охране труда (по типу «золотых правил» обеспечения безопасности) и придерживаться их в своей работе. Только при соблюдении приведенных положений можно будет говорить о полноценной трансформации обучения по охране труда в эффективный многоэтапный практико-ориентированный процесс.
1. Фиктивное обучение по охране труда. URL: https://ohranatruda.ru (дата обращения: 30.09.2023).
2. Мониторинг условий и охраны труда. URL: https://eisot.rosmintrud.ru (дата обращения: 30.09.2023).
3. Кузнецова О. В. Проблема оппортунизма в управлении охраной труда // Экономика Профессия Бизнес. 2020. № 1. С. 59 – 64. URL: http://journal.asu.ru (дата обращения: 30.09.2023).
4. Беляев В. И., Кузнецова О. В. Теория, методология, практика системного решения проблем трудового оппортунизма на предприятиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. № 37. С. 69 – 84.
5. Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за 2021 год. URL: https://rostrud.gov.ru (дата обращения: 30.09.2023).
6. Kim Y., Park J., Park M. Creating a culture of prevention in occupational safety and health practice // Safety and health at work. 2016. № 7 (2). Pp. 89-96. URL: https://doi.org (дата обращения: 30.09.2023).
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023).
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023).
9. Росстандарт временно отменил действие ГОСТ 12.0.004-2015 по обучению безопасности труда. URL: https://www.kiout.ru (дата обращения: 30.09.2023).
10. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 30.09.2023).
11. Как делить СИЗ на две группы: разъяснения Минтруда России. URL: https://www.garant.ru (дата обращения: 30.09.2023).
12. Приказ Минтруда России от 22.04.2021 № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда». URL: https://normativ.kontur.ru (дата обращения: 30.09.2023).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда». URL: https://base.garant.ru (дата обращения: 30.09.2023).
14. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по обучению в области охраны труда"» (подготовлен Минтрудом России, ID проекта 01/02/10-23/00142785) URL: https://coko1.ru (дата обращения: 30.09.2023).
Все публикации