Дополнительное профессиональное образование как часть «обязательного» обучения: актуальный вебинар КИОУТ
Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Дополнительное профессиональное образование как часть «обязательного» обучения: актуальный вебинар КИОУТ

09.08.2022 12:05:00
Участники вебинара, проходившего 26 мая, узнали об истории возникновения дополнительного профессионального образования и о путях его развития в нашей стране. Светлана Захарова, заместитель директора Департамента ДПО Клинского института охраны и условий труда...




Дополнительное профессиональное образование как часть «обязательного» обучения: актуальный вебинар КИОУТ
 



Участники вебинара, проходившего 26 мая, узнали об истории возникновения дополнительного профессионального образования и о путях его развития в нашей стране. Светлана ЗАХАРОВА, заместитель директора Департамента ДПО Клинского института охраны и условий труда, рассказала об актуальных тенденциях в данной сфере, об отличиях этого обучения от других видов, о его взаимосвязи с рабочими процессами и трудовыми отношениями между работодателем и работником.
 



ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Образование является неотъемлемой частью жизни каждого человека, а тенденция его непрерывности уже давно устоялась во всем мире. Люди стремятся получать новые знания, развивать компетенции и повышать уровень профессионализма. С одной стороны, это связано с новыми вызовами, которые ставит перед нами современность, с постоянными изменениями, с развитием технологий и производства; c другой стороны, это определяется квалификационными и иными требованиями, установленными законодательством.
 
«Дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) — инструмент, позволяющий качественно обучаться в режимах многозадачности, мобильности и оптимизации. Его появление — результат историко-культурного развития страны под влиянием социальных, экономических, политических и иных факторов, который рассматривается на фоне возникновения научно-педагогических идей, концепций и подходов», — сообщила участникам вебинара Светлана ЗАХАРОВА. Эксперт проследила этапы формирования этой системы в нашей стране с конца XIX века до ее коренного реформирования в условиях современной России.

«Федеральным законодательством об образовании установлено, что ДПО направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, на профессиональное развитие человека и обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды», — отметила эксперт.

В каждой отрасли производства имеется определенная специфика подготовки кадров. «ДПО может быть реализовано в виде программ повышения квалификации, которые направлены на совершенствование и получение компетенций, необходимых работникам для осуществления профессиональной деятельности или повышения профессионального уровня в рамках уже имеющихся компетенций, — обратила внимание Светлана ЗАХАРОВА. — Срок освоения таких программ установлен в пределах от 16 до 250 часов. По результатам обучения выдается удостоверение о повышении квалификации».    
   
«Вторым видом ДПО является профессиональная переподготовка, направленная на получение компетенции для выполнения новых видов работ. Срок освоения данных программ достаточно большой — от 250 часов. По результатам обучения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке, — довела до сведения слушателей эксперт.  — В большинстве случаев, кроме отдельных исключений, образовательные организации самостоятельно утверждают программы ДПО по тем сферам, областям и направлениям деятельности, которые востребованы заказчиками».   
 









 




 


 


















ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ



Имеются отличительные характеристики ДПО и особенности его реализации. «К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное или высшее образование, — разъяснила Светлана ЗАХАРОВА. — Если прошедший обучение работник еще не получил диплом о профессиональном образовании, то удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке могут быть ему выданы только одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации».

Основой для реализации ДПО является лицензия на осуществление образовательной деятельности. Документ подтверждает соответствие организации установленным лицензионным и государственным нормативным требованиям.

С 1 января 2021 года вступило в силу Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1490. Документ определяет порядок лицензирования в данной сфере, а также учитывает особенности реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. 

«При прохождении процедуры получения лицензии нет необходимости представлять документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание владения зданиями, строениями, сооружениями, помещениями, оборудованием и иным имуществом, также не потребуется заключение об их соответствии санитарным правилам, — разъяснила Светлана ЗАХАРОВА. — Не нужно подтверждать наличие материально-технического обеспечения и оборудования, необходимого для осуществления образовательной деятельности». В связи с этим, по мнению эксперта, в ведомственные документы, утверждающие типовые образовательные программы и иные требования к квалификации работников, стали включаться дополнительные нормы о запрете реализации данных программ исключительно в заочной форме или только с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В соответствии со статьей 98 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) для обеспечения учета сведений о документах об образовании (квалификации, об обучении), сведения о выдаче учебными организациями таких документов вносятся в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании (или) о квалификации, документах об обучении» (далее — ФИС ФРДО). Эксперт указала перечень сведений, которые должны быть внесены в ФИС ФРДО по итогам прохождения обучения.

 
Действующим законодательством установлено, что деятельность в сфере ДПО регулируется путем проведения уполномоченными органами соответствующих контрольно-надзорных мероприятий.

За нарушение требований по ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса статьей 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрены штрафные санкции. Непредоставление, несвоевременное представление или нарушение порядка внесения сведений в ФИС ФРДО влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей в соответствии с положениями статьи 19.30.2 КоАП.
 
 









 






 
 



















ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ



Главный документ, регламентирующий трудовые отношения, — Трудовой кодекс Российской Федерации. Одной из основных задач трудового законодательства является правовое регулирование отношений по подготовке и ДПО работников. «Персонал может обучаться за счет предприятия, которое определяет необходимость и обеспечивает получение работниками ДПО, соответствующего их потребностям», — прокомментировала эксперт.

В соответствии с частью 9 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание программ ДПО должно учитывать положения профессиональных стандартов, а также требования, указанные в квалификационных справочниках, к знаниям и навыкам по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Профессиональный стандарт определяет общие сведения о профессии: код, наименование вида и основную цель вида профессиональной деятельности, группу занятий, отнесение к видам экономической деятельности. Также в документе представлено описание трудовых функций (функциональная карта вида профессиональной деятельности), приводится перечень трудовых действий, необходимых знаний и умений, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, особые условия допуска к работам. «Профстандарты являются обязательными для применения работодателями в части соблюдения требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если они установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ)», — отметила Светлана ЗАХАРОВА.

«Для определения соответствия квалификации работника или лица, претендующего на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может  быть организована независимая оценка квалификации. Мероприятие проходит в форме профессионального экзамена в установленном порядке специализированной организацией — центром оценки квалификации, — пояснила эксперт. —  По итогам успешного прохождения экзамена кандидат получает свидетельство о квалификации».

Иными документами, устанавливающими требования к квалификации работников, являются Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, правила по охране труда, нормы и правила в области промышленной безопасности и прочие нормативные правовые акты.

Эксперт обратила внимание на то, что ДПО стало частью так называемого «обязательного» обучения, которое в том числе связано с допуском работника к выполнению его непосредственных обязанностей. «Уполномоченными федеральными органами в определенных случаях могут разрабатываться и утверждаться типовые (примерные) дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми образовательные организации, имеющие соответствующие лицензии, в дальнейшем разрабатывают и утверждают собственные рабочие программы для обучения персонала заказчиков», — дополнила эксперт.  

В перечень законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к реализации программ ДПО в отношении отдельных категорий работников, в частности, входят: 

— Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;
— Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
— Постановление Правительства РФ от 25 октября 2019 года № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» (вместе с «Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»);
— Приказ МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»;
— Приказ МЧС России от 5 сентября 2021 года № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности»;
— Приказ Ростехнадзора от 13 апреля 2020 года № 155 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области промышленной безопасности».
 
 





















ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ



Говоря о тенденциях развития ДПО, эксперт привела данные агентства BusinesStat. В период с 2017-го по 2021-й год объем рынка вырос на 23,6 %. В абсолютном выражении произошел рост продолжительности обучения по данному направлению от 659 миллионов до 814 миллионов академических часов. Это связано с тем, что увеличилось число людей старшего возраста, которые не уходят на пенсию, а продолжают работать. За рассматриваемый период наибольшую долю от количества реализованных программ заняли программы повышения квалификации — почти 80 %, численность которых составила 220 тысяч.  
   
Основными факторами, влияющими на эффективность деятельности по реализации программ ДПО, являются регионализация, обеспеченность научно-педагогическими кадрами, наличие материально-технической и информационной базы, а также применение веерного принципа вхождения в процесс обучения.

Важной тенденцией развития ДПО в России является сотрудничество предприятий и учебных заведений в направлении повышения уровня подготовки выпускников.  На работу приходит все большее число подготовленных, «целевых» работников, которые прошли подготовку по программам, согласованным с будущим работодателем.

В России созданы все условия для непрерывного образования граждан, реализации основных и дополнительных образовательных программ. Обучающиеся имеют возможность осваивать несколько программ одновременно. Учитывается имеющееся образование, квалификация и опыт практической деятельности. Для всех желающих повышать уровень своей квалификации развивается сеть массовых открытых онлайн-курсов (МООК), которые не привязаны к месту и времени обучения, дают возможность не зависеть от численности группы, а также позволяют самостоятельно выбрать тот или иной формат обучения, учебный модуль и курс.

Эксперт озвучила планы Министерства науки и высшего образования РФ по развитию системы ДПО в России. На период с 2019 по 2024 годы запланировано проведение ряда мероприятий:

— разработка программного обеспечения для формирования индивидуальных цифровых портфолио обучающихся;
— реализация федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование», направленного на создание условий для непрерывного обновления гражданами профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков;
— создание сети центров развития компетенций, деятельность которых нацелена на реализацию системного подхода к подготовке необходимых кадров для создания конкурентоспособных коллективов в различных регионах России;
— развитие онлайн-образования, популяризация внедрения в образование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Светлана ЗАХАРОВА обобщила мировые тенденции ДПО. Распространены смешанные формы обучения персонала, применение которых позволяет заказчикам значительно минимизировать затраты. Стали более востребованными комплексные образовательные продукты, которые предполагают проведение занятий одновременно в очном и дистанционном форматах.











В учебные курсы интегрируются различные видеоматериалы и скринкасты. Большой популярностью пользуются элементы геймификации и интерактивные форматы обучения. Увлекательные и интересные занятия, проводимые в игровой форме, повышают вовлеченность и мотивацию обучающихся к получению новых знаний и навыков. Пользователями востребованы мобильные версии учебных курсов, которые позволяют всегда иметь «под рукой» набор видеороликов, лонгридов, слайдов, аудиоподкастов, контрольных тестов и много другого полезного контента.  



 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧАСТНИКОВ ВЕБИНАРА
 

 
ВОПРОС:

 
Почему Приказ МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806 обязывает сначала получить квалификацию специалиста по пожарной профилактике, а потом пройти повышение квалификации, в тоже время Постановление Правительства РФ от 25 октября 2019 года № 1365 не предписывает получать диплом специалиста по промышленной безопасности, а обязывает приобретать новые компетенции по различным программам?
 


ОТВЕТ:


В связи с тем, что данный нюанс не определен законодательством об образовании, ведомства самостоятельно устанавливают требования к квалификации в своей области регулирования.
 


ВОПРОС:


 
​Если слушатели отказываются предоставлять данные для внесения в ФИС ФРДО, обязан ли Учебный центр ДПО отказать в предоставлении обучения?


 
ОТВЕТ:


Законодательство обязывает вносить установленный перечень сведений в ФИС ФРДО в определенные сроки. При выявлении нарушения могут применяться установленные штрафные санкции. Ответственность за внесение сведений в ФИС ФРДО возлагается на Учебный центр, поэтому может быть отказано в приеме на обучение во избежание указанных рисков.
 




Чтобы подробнее ознакомиться с актуальными тенденциями в сфере ДПО посмотрите видеозапись бесплатного вебинара по теме: Дополнительное профессиональное образование как часть «обязательного» обучения».






Текст:
Игорь Волошин


 


 

 

 





 


 
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
 


 
 
С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.



 

 
Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
 



 
 
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве. 





 
 







 
 

 

Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда