Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Безопасность труда в строительстве: когда мастера входят в историю

08.05.2020 9:11:00








Жители и гости Волгограда получили возможность наблюдать за уникальной картиной: знаменитую на весь мир скульптуру «Родина-Мать зовет» спустя полвека вновь окружили строительные леса. Огромная фигура обрела, по сути, второе рождение – капитальная реставрация придала 85-метровому монументу не только красоту, но и дополнительную прочность. Главным куратором проекта явилось Министерство культуры Российской Федерации. Об объеме задач и технических сложностях работы на Главной высоте России рассказал Павел Луценко – начальник этого знакового строительного участка.
Жители и гости Волгограда получили возможность наблюдать за уникальной картиной: знаменитую на весь мир скульптуру «Родина-Мать зовет» спустя полвека вновь окружили строительные леса. Огромная фигура обрела, по сути, второе рождение — капитальная реставрация придала 85-метровому монументу не только красоту, но и дополнительную прочность. Главным куратором проекта явилось Министерство культуры Российской Федерации. Об объеме задач и технических сложностях работы на Главной высоте России рассказал Павел Луценко — начальник этого знакового строительного участка.
 
 

 
КАЖДЫЙ ЯРУС — СВОЯ НАУКА

 

«В апреле 2020 г. мы должны полностью закончить все работы, чтобы комплекс во главе с обновленной скульптурой приобрел красивый вид к 75-летию Победы. К этому времени на Мамаевом Кургане не должно остаться ни строителей, ни реставраторов, ни лесов, 
 подчеркивает начальник участка АО «Главзарубежстрой».








 
Действия фирмы-подрядчика по реконструкции монумента по-настоящему можно было оценить, только находясь рядом со специалистами 
 внутри скульптуры или на лесах. У подножья пока огороженного холма рабочие казались муравьями, снующими по стальным веткам возле полузакрытой фигуры женщины с мечом. Восхищаясь масштабами реставрации, обыватели плохо осведомлены о том, насколько серьезное лечение проходит наш символ Родины. «Видишь, дяди там подмазывают, подкрашивают»  примерно так родители объясняли действо своим удивленным детишкам.
 
Работа на известной «Высоте 102» началась еще два с половиной года назад, задолго до Чемпионата мира по футболу. Тогда был первый этап, когда параллельно с облагораживанием территории у монумента были установлены новые прожекторы, а внутри него 
 заменены скрепляющие стальные тросы, произведены первые работы по бетону. Вся поверхность фигуры была очищена сжатым воздухом — методом мягкого бластинга. Второй этап состоял из кропотливого исследования, выявления и обозначения всех участков, требующих восстановления.
 
«Третий этап 
 самый сложный и массивный: полная реставрация наружной и внутренней поверхности,  отмечает Павел ЛУЦЕНКО— Внутри монумента проведен полный демонтаж элементов деревянной опалубки, оставленных еще со времен строительства  с 1967 г. Всего же ее было в районе 5 тыс. квадратных метров. Взявшись за эту работу, мы обнаружили целые заброшенные комнаты, которых не было на чертежах. Убирали старую арматуру, а также другой строительный мусор, которым некоторые полости были буквально завалены. Приходилось вычищать, спускать и выносить все сверху вниз в мешках вручную, а это десятки тонн».








 
В подчинении Павла Николаевича трудилось около 100 специалистов. Ни дождь, ни характерный для волгоградской зоны постоянный ветер мастерам не помешал. Кстати, специалисты подчеркивают, что в плане розы ветров скульптура была возведена в самом сложном для города месте. Поддувания со скоростью минимум 10 м/с 
 это здесь будничное явление. Но на это никто не жаловался, крепкие духом и телом строители шутили: «переносить монумент из-за этого не будем». Тем более что главные трудности здесь  отнюдь не климатические.
 
«Если говорить о сложностях, то они начались с заказа и изготовления лесов,
— вспоминает начальник участка. — Никакого макета фигуры в электронном виде не было. Проектная документация включала чертежи, сделанные практически вручную лет семь назад. С самого начала монтажа лесов, которые изготавливались в двух цехах в Московской области, проектировщики и конструкторы не до конца понимали, как будет выглядеть каждый новый ярус. Им приходилось находиться непосредственно на площадке, чтобы индивидуально проектировать каждый импровизированный этаж. Таким образом, монтажники получали новые задания каждый день. По высоте памятник не первый, но по геометрии он настолько сложен, что его не с чем даже сравнить».
 
 


УРОКИ ОТ ПРАКТИКОВ


 
Сама идея при создании фигуры потребовала сделать ее такой, чтобы сохранить центровку путем создания противовесов. Снизу все смотрится красиво, эффектно и естественно, но строители знают: левая рука, вытянутая под углом в 90 градусов является противовесом возвышающейся с 30-тонным мечом правой, а «развевающаяся» словно на ветру одежда за головой компенсирует наклон фигуры вперед. Любой изгиб несет в себе не только исторический и смысловой, но и практичный смысл. С учетом многочисленных изгибов и складок, начиная с подготовительных операций, специалистам приходится работать «в режиме онлайн», укрепляя и обрабатывая каждый участок.








 
Леса собирала практически сборная страны 
 помимо волгоградцев, к Мамаеву Кургану устремились монтажники-высотники с высшими разрядами из Подмосковья, Тулы, Калуги, других городов. В процессе реставрации география тоже представлена не слабо  здесь трудились строители из Ярославля, Санкт-Петербурга, Пскова. Просто высотников, даже опытных, но без специальных «реставрационных» корочек, на скульптуру не допускали  слишком ответственное это дело: сохранять уникальный монумент. Поэтому у многих строителей за плечами университеты и художественные училища.









«Надо отметить, что реставраторов именно по бетону в России очень мало, 
 констатирует Павел Николаевич.  Даже нормативных документов по составлению сметы по этой работе нет, да и практических отечественных наработок немного. Глина, кирпич, мазанка, дерево, золочение, мозаика  по всем этими «профилям» у наших специалистов есть большая школа. При формировании соответствующих СНиПов упор делался на строения, возведенные в «добетонную» эпоху — до XIX века. А после Великой Отечественной войны именно относительно дешевый бетон стал самым главным материалом при восстановлении разрушенной страны. И здания, и гидротехнические сооружения, и памятники изготавливались из высокопрочного цемента и с большим запасом прочности. Но прошло более полвека  это большой срок, требующий грамотной, надежной реставрации. Так что при работах на скульптуре нам пришлось убедиться в том, что такие разработки и правила для лечения советских сооружений просто необходимы».
 
 


 
ЗАЩИТА ОТ ОШИБОК И ЧП


 
Надзор за работой в районе памятного комплекса ведется многоуровневый. Технический 
 идет со стороны подведомственного Министерству культуры ФГБУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации». Руководитель проекта  опытный реставратор Владимир АНТОНОВ  отвечает за технологию восстановительных работ, работает непосредственно со специалистами. Есть авторский надзор со стороны группы проектировщиков. Плюс к этому всегда внимательны руководители бригад. При любых сложных моментах решение по конкретному участку работ принималось коллегиально, совместно.








 
«С охраной труда все очень строго, 
 подчеркивает герой нашего репортажа.  Наш инженер по технике безопасности  именитый авторитетный человек Петр ПОСОХИН, чемпион мира по пауэрлифтингу. Противостоять ему во всех смыслах очень тяжело. Во главе угла в плане сохранения жизни и здоровья  аккуратность по отношению к высоте. Уже примерно на отметке шесть метров можно понять  как человек будет вести себя на больших высотах, готов ли он вообще или конкретно сегодня к сложной работе. Грамотный руководитель по нескольким составляющим: по коленкам, по шагам и т.д.  сразу сделает выводы. Иногда человека лучше вообще отпустить или же отправить на нижний уровень».
 



 
Автор репортажа лично убедился: надежная стыковка элементов лесов – связующих труб, площадок и переходных лестниц исключала какую-либо вибрацию или раскачивание.


 
Определенная «прозрачность» сетчатого пола позволяла строителям общаться и наблюдать за действиями коллег с соседних ярусов. В то же время, основание своеобразного пола и делалось, и выглядело прочным, не вызывающим лишнего психологического напряжения. При этом строители получали возможность свободно, не нагибаясь, перемещаться по своему ярусу вокруг скульптуры и достаточно удобно располагаться при работе с ее поверхностью. На каждом ярусе можно было спокойно подключить любой электроинструмент, а для приготовления реставрационного раствора до самой верхней точки осуществляется подача воды. Все это «лесное хозяйство» было огорожено легкой, но крепкой металлической защитной сеткой. Ее общая площадь 
 порядка 7 тыс. квадратных метров.








 
Перед установкой лесов они прошли одну государственную экспертизу по надежности, а также две независимые. Были проведены лабораторные испытания по анкерам, по уплотнениям нижнего основания. Все испытательные нагрузки конструкции выдержали на отлично, что подтвердилось и на практике. Пару дней в Волгограде бушевали штормовые ветра, повалившие немало деревьев. Но по геодезическому контролю с помощью тахеометров, который проводится два раза в неделю, отклонения металлических соединений составили считанные миллиметры.








 
«На изготовление лесов ушло 46 км труб, общий вес лесов составляет 270 тонн 
 для сравнения это около 5% от общего веса монумента,  уточняет Павел Николаевич.  В период проведения работ эта обвязка помогала и самому памятнику  данный «сетчатый» куб, жестко зафиксированный внизу, придал дополнительную устойчивость монументу, и не передал ему нагрузку. Да, привязка к скульптуре была, но шарнирная. Даже в случае, если вдруг началось бы отклонение лесов, сочленение амортизировалось  произошел бы небольшой контролируемый сдвиг, но не обрыв в месте  крепления. При демонтаже лесов мы эти места аккуратно зачеканивали и все закрывали финишным составом  никаких следов не оставалось».  
 



СТРОИТЕЛЬНАЯ «ХИРУРГИЯ»


 
Формально по работам с трещинами подрядчик дает пятилетнюю гарантию. Ремонтные составы имеют примерно 15-летнюю гарантированную стойкость. Но специалисты на объекте изначально были настроены по-другому: сделать все настолько качественно, чтобы следующие леса появились здесь также не ранее, чем через 50 лет.
 
«А итоговая задача в плане восприятия 
 монумент должен смотреться в одной цветовой гамме, с любого угла и в любое время суток,  говорит начальник участка.  Перед реставрацией мы после дождя зачастую видели пеструю картину, состоящую из пятен пяти оттенков».








 
По словам специалиста, попытки заделки трещин предпринимались и ранее, но для этого привлекались промышленные альпинисты. Между тем, фигура имеет много мест, куда висящий на тросах высотник добраться физически не сможет. К тому же работать на весу и при ветре очень сложно. Поэтому предыдущие реставрационные работы можно назвать косметическими и неполноценными.

«Реставраторы цифрами помечают номер ремонтного состава, рисками выделяют выявленную трещину, 
 показывает Павел ЛУЦЕНКО на небольшие графические «этюды» коллег.  Она выдалбливается перфоратором, зачеканивается заподлицо. А в ту часть трещины, до которой мы не достаем, делается инъекция  под высоким давлением вглубь закачивается специальный двухкомпонентный состав. Порою трещина является сквозной  пронизывает всю толщину поверхности скульптуры  т.е. от 10 см и вплоть до 80 см в нижней части. Такие случаи лишний раз доказывают острую необходимость основательного лечения. Первоначально общая длина трещин была оценена в 14 км, но в процессе работ их объем увеличился – были найдены другие участки, требующие заделки».








 
Особое внимание строители уделили арматуре. Когда на нее через трещины попадает вода 
 она не только начинает свое «ржавое дело». При морозах образующийся лед буквально выдавливает местные участки бетона  монолит превращается в отдельные куски. Со временем скульптура не только теряла внешний вид, но и начала представлять реальную опасность для многочисленных гостей знаменитого места.
 
Объемная реставрация по так называемым «отстрелам» бетона была произведена уже на первом этапе, внутри скульптуры. Там нередко попадались и участки непровибрированной смеси. Условно говоря, она не везде плотно легла на металл 
 не получила нужную осадку.
 








«Для ремонта подобных мест требуется снять слой бетона и оценить состояние участка арматуры, 
 детализирует собеседник.  Если она потеряла скрепляющие свойства  оголяемая площадь расширяется, и к металлу наращивается или же с помощью анкеров добавляется новая связующая армирующая сетка. Следом выполняется многослойная домастиковка  искусственная выбоина надежно закрывается».
 
Важно отметить, что при всех выявляемых дефектах 
 связанных будь то с полувековым сроком или с погодными условиями, специалисты отмечают высокую прочность бетона, используемого при возведении монумента в 1967 г. Не имея нынешних инновационных материалов, удобных инструментов и электроники, советские строители выполняли работу не за страх, а за совесть. При сложном рельефе обойтись лишь деревянной опалубкой было невозможно, и на многих участках для заливки использовался гипс  те его следы нынешние реставраторы сейчас тоже делают незаметными. А неубранный строительный мусор и оставленные доски внутри скульптуры  скорее не безалаберность, а стремление уложиться в срок: открыть комплекс к знаменательной тогда дате  50-летию Октября.








 
Огромный меч Родины-Матери специалисты обследовали отдельно, и решили не трогать: его состояние признано очень хорошим. У этой части скульптуры своя история: через пять лет после открытия монумента, в 1972 г. меч был заменен ввиду того, что у первоначального была быстро выявлена усталость металла. Прежде всего, сказались большие ветровые нагрузки. К замене столь важной и тяжелой детали подключилась большая группа советских ученых, ведущие специалисты ЦАГИ. В итоге был использован уникальный сплав металла, сделаны специальные отверстия для уменьшения парусности. А кроме того, в новом мече было смонтировано противодинамическое устройство на основе специальных пружин.
 
 


 
ПРЕСТИЖ ПРОФЕССИОНАЛОВ


 
Решая многочисленные технические ребусы при реставрации, строители понимают: настоящая оценка их труда будет дана тогда, когда после окончания работ у памятника соберется целая инспекционная команда.








 
«Принимать объект будет, во-первых, заказчик 
 дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Минкульта,  поясняет Павел Николаевич.  Вторая инстанция  руководство музея-панорамы «Сталинградская битва», в единый комплекс которого входит и Мамаев Курган. В комиссию наверняка войдут также ветераны, почетные жители города. После нанесения так называемого финишного, водотталкивающего слоя, по схеме сверху вниз будет идти поярусная приемка, и только после получения очередного «добро» будет разбираться этаж лесов. На их установку у нас ушло примерно полтора месяца. Примерно столько же, с учетом контроля работ, мы будем их разбирать».
 
Естественно, что если будут вскрыты какие-либо недостатки 
 подрядчик незамедлительно возьмемся их устранять. Дело не только в документированной гарантии, но и в реноме компании: в ее послужном списке  много лет работы, серьезные объекты как в России, так и за рубежом. Но не менее важно и то, что все участвующие в реставрации строители отмечают: этот объект на долгие годы станет для них солидной визитной карточкой.








 
«Впечатлений, знаний, навыков и опыта я получил здесь очень много, 
— поделился личными впечатлениями Павел ЛУЦЕНКО.  Особенно с учетом того, что ранее всегда занимался новостройками. Работал и с различными видами бетона, и с гранитом, но с масштабной реставрацией столкнулся впервые. Что говорить обо мне  даже многие профильные специалисты по восстановлению памятников тоже не встречались с задачами такой сложности. Хотелось бы отметить колоссальный труд моих коллег, а также их желание воспроизвести все качественно. Когда я уже на первом этапе увидел, как заделывались мельчайшие трещинки, то понял: мы справимся с работой и сможем ею гордиться. Отношение к деталям подтверждает вывод: не все решают деньги. Огромное значение имеет человеческий фактор профессионала, его стремление внести вклад в сохранение нашей памяти и истории».
 
 
Вячеслав Котоврасов,
главный редактор журнала
«Охрана труда и техника безопасности
в строительстве»
 
Фото автора и Павла Луценко.


 
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК: 
 
 
Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и техника безопасности в строительстве».
 


 




 







 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда