Инструктаж на рабочем месте — это один из видов обязательного обучения по охране труда. Каждый работодатель обязан дать сотруднику все необходимые для безопасного труда навыки и знания, которыми он будет руководствоваться на рабочем месте.
А мне летать охота: опыт авиакомпании авиакомпании S7 Airlines в сфере охраны труда
Инструктаж на рабочем месте — это один из видов обязательного обучения по охране труда. Каждый работодатель обязан дать сотруднику все необходимые для безопасного труда навыки и знания, которыми он будет руководствоваться на рабочем месте.
Мы решили выяснить, как этот вопрос решается в российских авиакомпаниях. Представляем нашим читателям доклад специалиста по охране труда авиакомпании S7 Airlines («Сибирь») Дмитрия ЗУЕВА, который был озвучен в рамках одного из заседаний клуба специалистов по охране труда. В ходе таких встреч представители крупнейших российские компании имеют отличную возможность делиться своим уникальным практическим опытом и обсуждать наболевшие вопросы охраны труда.
СОВРЕМЕННЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Авиакомпания S7 Airlines входит в большую аэрокосмическую корпорацию S7 Group, в составе которого находятся более 8 компаний различных видов деятельности, от предоставления запусков космических аппаратов до наземного сервисного обслуживания, грузоперевозок и учебной деятельности. Это крупнейшая частная авиакомпания в России с широкой сетью маршрутов как внутри страны, так и по всему миру. S7 Airlines вторая авиакомпания после Аэрофлота по объемам перевозок. Но по многим параметрам, особенно что касается инноваций, S7 Airlines была первой в России. Такие авиауслуги как электронный билет и мобильный посадочный талон, сайт и мобильное приложение для покупки билетов, мобильный чат для связи и многие другие, без которых мы просто не представляем себе комфортного путешествия, впервые были применены в России именно компанией S7 Airlines.
«Инновационный подход и внедрение цифровых продуктов не ограничивается только сервисами для наших пассажиров. Авиакомпания также активно внедряет различные информационные модули для работы с персоналом, в частности, электронные инструктажи», — рассказал Дмитрий ЗУЕВ.
В авиакомпании больше пяти тысяч сотрудников, которые должны регулярно проходить различные инструктажи. Все они «разбросаны» практически по всем крупнейшим городам нашей страны, находясь при этом в различных часовых поясах. 95% сотрудников подчиняются требованиям не только федерального трудового законодательства, но и Воздушному кодексу, многим международным авиационным правилам и внутренним локальным нормативным документам. Как объединить огромное количество людей? Задача в свое время была непростой.
МИНУСЫ — В ПЛЮСЫ
С 2011 года компания S7 Airlines стала использовать для планирования работы лётных экипажей автоматизированный комплексный программный продукт AIMS (Airplane Information Management System). Это кардинальном образом повлияло на работу всего холдинга и позволило объединить практически все данные на одной платформе, в том числе и в сфере охраны труда. Стало возможным в цифровом формате увидеть, на каком типе воздушного судна работает сотрудник, когда он должен проходить инструктаж, где конкретно и даже в какое время. Но при этом довольно долго проведение самих инструктажей оставалось в привычном формате: бумажные версии и кипы журналов.
Уже тогда минусы проведения традиционных инструктажей были совершенно очевидны. При бумажном заполнении документов сотрудники тратили огромное количество времени. Процесс не позволял удаленно и эффективно контролировать соблюдение графика и правильность ведения журналов в филиалах.
«В больших территориально разрозненных компаниях трудно следить за процессом проведения инструктажей, — отмечает специалист по охране труда авиакомпании S7 Airlines Дмитрий ЗУЕВ. — Невозможно контролировать удаленно как сам факт проведения инструктажа, его качество, так и работу инструктора. Поэтому было принято принципиальное решение о переходе на электронные инструктажи. Тем более, цифровая платформа в виде AIMS прекрасно себя зарекомендовала: повышение эффективности в управлении лётным персоналом было очевидным».
В переходный период специалистам предстояло решить сразу несколько задач. Во-первых, разработать специальный модуль по охране труда в корпоративной сети Интранет и интегрировать его с AIMS. Модуль должен был стать удобным помощником, с простым и понятным интерфейсом. Во-вторых, работа модуля должна была учитывать все нюансы нормативных и правовых документов.
К 2018 году внедрение данного модуля было завершено.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ?
1. На корпоративную почту сотрудника приходит уведомление о необходимости ознакомиться с актуальной версией инструкции с указанием даты и места прохождения проверки знаний.
2. Затем работник изучает или повторяет инструкцию, которая всегда есть в открытом доступе.
3. Сотрудник ознакамливается с инструкцией и в назначенный день приходит в офис, где инструктор допускает его к прохождению тестирования на компьютере и отвечает на возникающие вопросы.
4. Далее сотрудник заходит в модуль под своим персональным логином и паролем и приступает к тесту.
5. При удачном прохождении задания инструктор с помощью простой электронной подписи подтверждает факт прохождения инструктажа.
6. Успешное прохождение является допуском для работника к дальнейшему выполнению
своих должностных обязанностей.