Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Тепло ли тебе, работник?

11.09.2018 12:24:00
Статья посвящена специальным перерывам в течение рабочего времени. В контексте превентивной концепции охраны труда автор рассматривает целевое назначение специальных перерывов, связанные с ними обязанности работодателя и работника. Анализируются температурные перерывы (с учетом зарубежного опыта).
 
Статья посвящена специальным перерывам в течение рабочего времени.
В контексте превентивной концепции охраны труда автор рассматривает целевое назначение специальных перерывов, связанные с ними обязанности работодателя и работника. Анализируются температурные перерывы
(с учетом зарубежного опыта).



Автор:

Зорина Ольга Олеговна,
ассистент кафедры трудового права
Юридического факультета Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук.
 

 
В текущей редакции Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) статья 109, посвященная специальным перерывам, находится в разделе V «Время отдыха», что не соответствует их целевому назначению и провоцирует практические вопросы на стадии реализации правовых норм.
 
Легальное определение времени отдыха (ст. 106 ТК РФ) позволяет вывести его признаки:
 
– время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей;
– время, которое работник вправе использовать по своему усмотрению.
 
Первый признак означает, что в течение времени отдыха работник не обязан выполнять обязанности, установленные не только трудовым договором, но и трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, соглашениями различного уровня, коллективными договорами и локальными нормативными актами. Такое понимание круга обязанностей работников связано с несовпадением трудового договора и трудового правоотношения по содержанию <подробнее см.: Бондаренко Э.Н. Динамика трудового правоотношения. М., 2015 // СПС «КонсультантПлюс»>. Отсюда следует, что, если в течение времени отдыха работник не выполняет обязанности, предусмотренные вышеуказанными актами, привлечь его к дисциплинарной ответственности нельзя.
 
Второй признак времени отдыха означает, что ни законодатель, ни работодатель, ни кто-либо другой не вправе устанавливать цели и порядок использования времени отдыха работником.
 
Стоит отметить, что КЗоТы 1918 года, 1922 года, 1971 года не содержали легального определения понятия времени отдыха. При этом в доктрине отмечалось, что это время, которое работник вправе использовать по своему усмотрению для удовлетворения культурных и бытовых потребностей <Александров Н.Г., Пашерстник А.Е. Советское трудовое право: Учебник. М., 1952. С. 208>.
 
Представляется, что в данном случае исключалась возможность осуществления в течение времени отдыха иной оплачиваемой работы, тем более что длительное время считалось, что совместительство отрицательно влияет на производительность и качество труда по основному месту работы.
 
Для опровержения данного утверждения были проведены правовые эксперименты. См.: Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.12.1983 №322/25-25 (ред. от 17.04.1985) «О проведении эксперимента по дополнительному привлечению рабочих и служащих для работы в общественном производстве на условиях совместительства» (вместе с Положением о работе по совместительству внутри производственных объединений и предприятий, Положением о порядке и условиях работы по совместительству в объединениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях Челябинской области) // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1984. № 4).
 
В настоящее время не оспаривается, что работник вправе не только восстанавливать силы в свободное от основной работы время (главная функция времени отдыха), но и выполнять работу в порядке совместительства. Однако некоторые ограничения совместительства, связанные интересами работодателя или охраной здоровья работника, имеют место быть (например, ст. 276, ст. 348.7 ТК РФ).
 
Возможность работника использовать время отдыха по своему усмотрению позволила некоторым авторам утверждать об условности понятия «время отдыха» <Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации: Монография / Под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова. М., 2016. С. 184 (автор главы – Мачульская Е.Е.)> и предлагать альтернативы («внерабочее время», «свободное время» <см., напр.: Наумов М.Ф. Внерабочее время рабочих и служащих как объект правового регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1978. 19 с.; Гусев А.В. Правовое регулирование свободного времени рабочих и служащих и участие в нем профсоюзов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1990. 17 с.>.
 
Обратимся теперь к специальным перерывам, соответствию их признаков рассмотренным выше признакам времени отдыха. ТК РФ (ст. 109) не содержит легального определения понятия «специальный перерыв», не было его и в КЗоТах 1918 года, 1922 года, 1971 года. Какие же признаки характерны для специальных перерывов?
 
Во-первых, эти перерывы не продлевают рабочее время, т.е. включаются в рабочее время, а значит, подлежат оплате. Это подтверждается правоприменительной практикой (Определение Приморского краевого суда от 30.08.2016 по делу № 33-9129/2016). Хотя противоречия встречаются. Так, в 2012 году Федеральная служба по труду и занятости указала, что специальные перерывы включаются в рабочее время (письмо от 11.04.2012 № ПГ/2181-6-1), а в 2017 году Министерство труда и социальной защиты РФ выразило неясную позицию по этому поводу (письмо от 14.06.2017 N 14-2/ООГ-4765).
 
Представляется, что в силу прямого указания закона (ст. 109 ТК РФ), а также иных признаков (см. ниже) специальные перерывы включаются в рабочее время.
 
Во-вторых, специальные перерывы имеют целевое назначение, что исключает возможность использования их работником по своему усмотрению. Даже в случае, если специальный перерыв предоставлен для отдыха, думается, что это не означает возможности его использования для выполнения иной работы. Это время, которое работник должен посвятить именно восстановлению сил в связи, например, с повышенной напряженностью труда. Отсюда вытекают и обязанности работника. Это третий признак специальных перерывов. За нарушение порядка использования специальных перерывов работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (см., например, Кассационное определение Красноярского краевого суда от 20.06.2011 по делу № 33-5977; Кассационное определение Верховного суда Республики Татарстан от 28.03.2011 по делу № 33-3782/11).
 
Данная позиция понятна, если рассматривать специальные перерывы как составляющую обязанностей работника соблюдать требования охраны труда (ст. 214 ТК РФ). По меткому замечанию Л.Ю. Бугрова, эти положения трудового законодательства есть «трансформация» права на охрану здоровья в соответствующую обязанность работника <Бугров Л.Ю. Изменение трудового договора в связи с охраной здоровья работников // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 9>.
 
Четвертым признаком специальных перерывов является то, что они связаны с возложением на работодателя обязанностей (абзац 2 ст. 109 ТК РФ). Причем обязанностей активного типа, заключающихся в совершении действий, в то время как обязанности работодателя, связанные с обеспечением права работника на отдых, являются преимущественно обязанностями пассивного типа, формой исполнения которых выступает соблюдение запретов (например, по общему правилу запрещается отзыв работника из отпуска без его согласия (ст. 125 ТК РФ)).
 
Обязанности работодателя активного типа, связанные с санитарно-бытовым обслуживанием и медицинским обеспечением работников, закреплены в ст. 223 ТК РФ. Работодатель обязан, в частности, оборудовать санитарно-бытовые помещения, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки, организовать посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи.
 
Как следует из позиции Конституционного Суда РФ, эти обязанности работодатель должен исполнять в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, условиями коллективного договора, соглашений и добровольно принятыми на себя обязательствами (Определение от 16.04.2009 № 444-О-О). Таким образом, минимальное содержание данных обязанностей установлено на централизованном уровне правового регулирования, а на договорном и локальном уровнях оно может быть конкретизировано и расширено.
 
За неисполнение этих обязанностей работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда по ст. 5.27.1 КоАП РФ (см., например, Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 14.03.2017 по делу № 33-2956/2017; решение Московского городского суда от 12.12.2014 по делу № 7-9197).
 
Суды также удовлетворяют заявленные работниками требования о компенсации морального вреда. Так, с работником произошел несчастный случай на производстве, повлекший причинение легкого вреда здоровью. Работа выполнялась в условиях низкой температуры воздуха, что привело к обморожению. Суд определил компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб. При этом суд отклонил довод работодателя о том, что работник нарушил требования инструкции – не надел валенки, предоставленные работодателем, что и стало причиной несчастного случая. Однако суд принял во внимание, что работодателем не были выполнены обязанности по предоставлению специальных перерывов для обогревания и отдыха, не было обеспечено соответствующее помещение. Основная вина (95%) была возложена на работодателя (Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 05.07.2012 по делу № 33-997/13).
 
Не стоит забывать, что работодателям свойственно воспринимать требования охраны труда как препятствия к достижению экономических результатов. Поэтому государству, по справедливому замечанию А.М. Куренного, не следует «оставлять работников практически один на один с работодателем» <Куренной А.М. Социальное государство и социальное партнерство: как соединить усилия? // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 4>, самоустраняясь от выполнения своих функций.
 
Перечень специальных перерывов может быть расширен на договорном или локальном уровнях правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (исходя из специфики деятельности и финансовых возможностей).
 
Например, в Коллективном договоре ОАО «Российские железные дороги» на 2017-2019 годы <URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&id=6745 (дата обращения: 30.03.2018)> закреплено обязательство обеспечить проведение производственной гимнастики и физкультурных пауз на рабочих местах, где это целесообразно и технологически реализуемо (п. 6.23). Указание на целесообразность предоставления, а также на соответствующие обязанности работодателя дает основание считать такие перерывы специальными.
 
Рассмотрим более подробно специальные перерывы, связанные с температурными условиями выполнения работы.
 
В актах советского периода имелись соответствующие положения. Так, в соответствии с Правилами о работе на открытом воздухе в холодное время года 1929 года <утв. Постановлением Народного Комиссариата Труда СССР от 11.12.1929 N 376 // СПС «Гарант»> работникам предоставлялись перерывы для обогревания. Рабочее время такие перерывы не продлевали. Перерывы предоставлялись и при работе на открытом воздухе, и при работе в закрытых необогреваемых помещениях. Предоставление этих перерывов зависело от температуры и силы ветра в месте выполнения работы. Однако на уровне кодифицированного акта впервые данный вид специальных перерывов был закреплен только в КЗоТе 1971 года (ст. 153).
 
Стоит отметить, что зарубежное законодательство закрепляет специальные перерывы, связанные с выполнением работ не только при низких температурах, но и при высоких температурах. Опасность перегрева имеет место, например, при работе на литейных и химических заводах, плавильных печах, хлебопекарнях.
 
Так, в Великобритании работодатель предоставляет перерывы, связанные с работой не только в холодных условиях, но и в условиях высокой температуры – для употребления прохладительных напитков и охлаждения. Закреплены такие перерывы и в законодательстве Республике Казахстан (ст. 82 Трудового кодекса от 23.11.2015 № 414-V) <The Workplace (Health, Safety and Welfare) Regulations 1992. URL: http://www.legislation.gov.uk/uksi/1992/3004/contents/made (дата обращения: 30.12.2017); The Personal Protective Equipment (EC Directive) Regulations 1992. URL: http://www.legislation.gov.uk/uksi/1992/3139/contents/made (дата обращения: 30.12.2017)>.
 
В Канаде на уровне актов, посвященных охране труда, закреплены такие понятия, как «температурные условия работы», «перегрев», «переохлаждение», установлены специальные перерывы.
 
В ряде провинций и территорий Канады законодательно установлены требования к температуре в зависимости от вида деятельности, условий работы (легкий физический труд, сидячая работа, тяжелая физическая работа). В других – используются предельно допустимые значения, публикуемые американской Ассоциацией государственных промышленных гигиенистов <URL: http://www.ccohs.ca/oshanswers/phys_agents/temp_legislation.html (дата обращения: 30.03.2018)>.
  
Обязанности работодателя по обеспечению приемлемых температурных условий могут быть прямо закреплены (Британская Колумбия, Манитоба, Нью-Брансуик, Саскачеван и др.) либо вытекать из общей обязанности по обеспечению безопасных условий труда (Онтарио, Альберта и др.) <см. подробнее: Protecting workers from heat stress: what are an employer's legal obligations?
URL: http://ohsinsider.com/wp-content/uploads/2010/07/Protect-Workers-From-Heat-Stress.pdf
(дата обращения: 30.03.2018)>.
 
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности работодатель может быть привлечен к ответственности. Так, работник пекарни умер вследствие перегрева на рабочем месте (температура превысила 36 °C). Работодатель был привлечен к ответственности в виде штрафа в 215 000 долл <Weston Bakeries Limited, Govt. News Release, Feb. 18, 2004.

 
URL: http://ohsinsider.com/wp-content/upbads/2010/07/Protect-Workers-From-Heat-Stress.pdf
(дата обращения: 30.03.2018)>.

Тот факт, что особенности места выполнения работы могут вызвать необходимость предоставления специальных перерывов не только для обогрева, но и для охлаждения, позволяет предложить понятие «температурный перерыв» как вид специальных перерывов.
 
В Руководстве «Р 2.2.2006-05. 2.2. Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» <утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005 // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2005. № 3> режим труда и отдыха назван среди защитных мероприятий (защита временем), которые должен организовать работодатель (п. 1.5). Выделены охлаждающий и нагревающий микроклиматы, по показателям которых определяется класс условий труда. Температура воздуха названа среди вредных физических факторов (п. 3).
 
В соответствии с СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» ограничивается непрерывное время пребывания на рабочих местах при температуре воздуха выше или ниже допустимых величин (для предотвращения перегревания или охлаждения) <утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.06.2016 № 81 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 09.08.2016>.
 
Сказанное позволяет заключить, что предоставление температурных перерывов следует рассматривать в качестве превентивной меры – предотвращения неблагоприятного воздействия производственного микроклимата, способного привести к профессиональному заболеванию работника, связанному с повышенной или пониженной температурой окружающей среды.

Исходя из Перечня профессиональных заболеваний <утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.04.2012 № 417н // СПС «Гарант»> (п. 2.2) к таковым можно отнести:

– заболевания, связанные с воздействием интенсивного теплового излучения, нагревающего производственного микроклимата (проявления: тепловой удар, тепловой обморок, тепловая судорога, тепловое обезвоживание);
– заболевания, связанные с воздействием охлаждающего производственного микроклимата (проявления: полинейропатия конечностей (сенсорная форма), периферический ангиодистонический синдром конечностей).
 
К слову, именно превентивным мерам в области охраны труда и обеспечения здоровья работников Международная организация труда придает первостепенное значение (превентивная концепция охраны труда).
 
В актах социального партнерства находит отражение данная концепция. Так, в Отраслевом соглашении по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2017-2020 годы закреплены специальные перерывы для обогрева, а также необходимость сокращения рабочего времени в теплый период года либо приостановки работы (п. п. 5.8-5.12)


<URL: https://rosmintrud.ru/docs/agreements/207
(дата обращения: 30.03.2018)>.
 
Таким образом, специальные перерывы, в т.ч. температурные перерывы, представляют собой средство предотвращения вреда здоровью работников, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Их следует рассматривать как составляющую часть обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212 ТК РФ), а также как элемент превентивной концепции охраны труда. Отсюда логично вытекают и обязанности самого работника, связанные с использованием специальных перерывов.
 
Специальные перерывы следует вновь закрепить в разделе X «Охрана труда», что будет отражать их правовую природу и повысит эффективность данных норм на стадии реализации, в том числе правоприменения.
 
 



Литература

 
 
1. Бондаренко Э.Н. Динамика трудового правоотношения / Э.Н. Бондаренко. М.: Норма, Инфра-М, 2015. 190 с.
2. Бугров Л.Ю. Изменение трудового договора в связи с охраной здоровья работников / Л.Ю. Бугров // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. № 2. С. 9-18.
3. Гусев А.В. Правовое регулирование свободного времени рабочих и служащих и участие в нем профсоюзов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Гусев. М., 1990. 17 с.
4. Куренной А.М. Социальное государство и социальное партнерство: как соединить усилия? / А.М. Куренной // Трудовое право в России и за рубежом. 2015. № 4. С. 4-7.
5. Международные трудовые стандарты и российское трудовое право: перспективы координации: Монография / Под ред. С.Ю. Головиной, Н.Л. Лютова М.: Норма: Инфра-М, 2016. 256 с.
6. Наумов М.Ф. Внерабочее время рабочих и служащих как объект правового регулирования: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М.Ф. Наумов. М., 1978. 19 с.
7. Александров Н.Г. Советское трудовое право: Учебник / Н.Г. Александров, А.Е. Пашерстник. М.: Госюриздат, 1952. 448 с.
 




Данная публикация была включена в информационный банк СПС КонсультантПлюс.


 
 
Источник публикации: Зорина О.О. Тепло ли тебе, работник? // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 2. С. 24-27; электронный ресурс: www.consultant.ru.


Журнал
«Трудовое право в России и за рубежом» рекомендуется Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ для публикаций основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук (с 1 июля 2015 г.).

Периодичность: 2 раза в полугодие.

Тираж: 2 000. Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) ПИ №ФС77-38717 от 22 января 2010 г.

Центр редакционной подписки: тел. (495) 6171888 – многоканальный;

8-800-333-28-04 (по России бесплатно).

Адрес электронной почты: podpiska@lawinfo.ru.

 
 
 







 
 
 

Все публикации
© 1997-2025 Клинский институт охраны и условий труда