Международный опыт: принципы безопасности персонала при работе на металлорежущих станках с ЧПУ
29.06.2021 12:04:00
При автоматизации производственного оборудования общего назначения, такого как металлорежущие станки, создаются комплексные технические системы, несущие новые опасности. Эта автоматизация достигается путем использования компьютерного числового управления (CNC) на станках, называемых станки с ЧПУ (например, фрезерные станки, машинные центры, сверлильные и шлифовальные станки). Для того чтобы определить потенциальные опасности, присущие автоматическим станкам, нужно проанализировать различные рабочие режимы каждой системы. Ранее проведенные анализы указывают на то, что необходимо проводить различия между двумя типами рабочих режимов: нормальный режим работы и специальный.
Международный опыт: принципы безопасности персонала при работе на металлорежущих станках с ЧПУ
При автоматизации производственного оборудования общего назначения, такого как металлорежущие станки, создаются комплексные технические системы, несущие новые опасности. Эта автоматизация достигается путем использования компьютерного числового управления (CNC) на станках, называемых станки с ЧПУ (например, фрезерные станки, машинные центры, сверлильные и шлифовальные станки).
Для того чтобы определить потенциальные опасности, присущие автоматическим станкам, нужно проанализировать различные рабочие режимы каждой системы. Ранее проведенные анализы указывают на то, что необходимо проводить различия между двумя типами рабочих режимов: нормальный режим работы и специальный. Фактически невозможно создать конкретные условия безопасности для станков с ЧПУ. Возможно, потому, что слишком мало норм и стандартов для подобного оборудования. Требования безопасности можно определить только путем систематического анализа потенциальных рисков, особенно если эти сложные технические системы оснащены свободно программируемыми системами управления (как станки с ЧПУ).
В случае с вновь разрабатываемыми станками с ЧПУ изготовитель обязан провести анализ опасностей и посредством конструктивных решений устранить во всех режимах риск для персонала. Все выявленные опасности оцениваются по степени риска, причем риск зависит от масштаба ущерба и частоты возникновения опасности. Опасности также присваивается категория риска (минимальная, нормальная, повышенная). Если по результатам оценки риск оказывается неприемлемым, должны быть найдены решения (меры защиты). Цель — уменьшить вероятность и масштаб ущерба незапланированного и потенциально опасного происшествия («события»).
Для решений по нормальным и повышенным рискам используются косвенные и прямые технологии безопасности, а по минимальным рискам они должны быть найдены в рамках данной технологии безопасности:
— Прямая технология безопасности. Меры по устранению рисков принимаются на стадии проектирования (например, ликвидировать срезающие и захватывающие точки).
— Косвенная технология безопасности. Опасность остается, но дополнительные технические меры предотвращают развитие опасной ситуации (например, предотвращение доступа к опасным движущимся механизмам с помощью кожухов безопасности, устройств отключения энергии, заградительных щитов и т.п.).
— Предписанная технология безопасности. Относится только к остаточным опасностям и минимизированным рискам, т.е. опасностям, которые могут приводить к аварии в результате действий оператора. Такое событие может предотвращаться соответствующими действиями работника (инструкции по поведению, изложенные в руководствах по эксплуатации и техническому обслуживанию, обучение персонала и т.п.).
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ
Директива ЕС по машинам и механизмам (89/392/EEC) 1989 г. устанавливает основные требования техники безопасности и гигиены труда. (Согласно директиве по машинам и оборудованию, под машиной понимается совокупность связанных между собой частей или устройств, из которых по меньшей мере, одна или одно движутся и выполняют определенную функцию).
Кроме того, создаются индивидуальные стандарты международных организаций по стандартизации, содержащие возможные варианты решений (например, обращение к фундаментальным аспектам безопасности или исследование электрооборудования, установленного на промышленных машинах и механизмах). Цель стандартов — уточнение задач защиты. Международные требования безопасности дают производителям необходимую правовую основу для анализа безопасности и оценки рисков.
Рабочие режимы. При использовании станков различают нормальный режим работы и специальный. Статистика и исследования указывают на то, что большинство происшествий и аварий не происходят при нормальном режиме работы (т.е. во время автоматического выполнения соответствующего задания).
Когда речь идет о данном типе машин и установок, акцент делается на специальных режимах работы, таких как предэкспуатационные испытания, установка, программирование, испытательные прогоны, проверка, устранение неисправностей, техническое обслуживание и ремонт. В этих рабочих режимах люди обычно находятся в опасной зоне. Концепция безопасности должна защищать персонал от опасных событий в ситуациях такого типа.
Режим нормальной работы. При выполнении нормальной работы автоматическими машинами: (1) машина выполняет задание, для которого она была сконструирована и изготовлена, без вмешательства со стороны оператора и (2) в отношении простых токарных станков это значит, что заготовка обрабатывается до нужной конфигурации и при этом образуется стружка. Если заготовка меняется вручную, смена заготовки проводится в специальном режиме работы.
Специальный режим работы. Специальный режим работы — рабочий процесс, обеспечивающий нормальную работу. В него входят: замена заготовок или инструмента, устранение неисправности в производственном процессе, устранение неисправности машины, наладка, программирование, испытательные прогоны, чистка и техническое обслуживание. В нормальном режиме работы автоматические системы выполняют задания независимо друг от друга. С точки зрения безопасности работы, нормальный автоматический режим работы становится критическим, когда оператору приходится вмешиваться в рабочие процессы. Люди, вмешивающиеся в процессы, не должны подвергаться опасностям.
Персонал. При установке защитных устройств на станки необходимо принимать в расчет людей, работающих в различных режимах, и третьих лиц, т.е. людей, напрямую не связанных с машиной: супервизоров, инспекторов, помощников по перевозкам и демонтажу, посетителей и др.
ТРЕБОВАНИЯ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ АКСЕССУАРОВ МАШИН
Вмешательства для проведения работ в специальных режимах производятся для установки специальных аксессуаров, обеспечивающих безопасность работы. Первый тип аксессуаров включает оборудование и инструменты, используемые для вмешательства в автоматический процесс, причем оператор не должен входить в опасную зону. Этот тип аксессуаров включает: (1) крючки и щипцы для удаления стружки, сконструированные таким образом, что стружка на участке машины удаляется или выталкивается через отверстия в защитных устройствах и (2) устройства крепления заготовки, при помощи которых производственный материал вручную вводится или выводится из автоматического цикла.
Специальные режимы работы, например, ремонт или техническое обслуживание, создают необходимость для вмешательства персонала в работу системы. Для этих случаев существует целый ряд аксессуаров машины, предназначенных для повышения безопасности работы, например, устройства для замены тяжелых шлифовальных кругов на шлифовальных станках, а также специальные крановые стропы для монтажа и демонтажа тяжелых компонентов во время капитального ремонта машин.
Эти устройства являются вторым типом приспособлений машины для повышения безопасности во время работы в специальных режимах. Системы управления специальными режимами также можно считать вторым типом машинных принадлежностей. С такими приспособлениями можно безопасно выполнять особые действия, например какое-нибудь устройство может быть посажено на ось машины, когда необходимы движения подачи с открытыми защитными устройствами.
Системы управления специальными режимами работы должны удовлетворять особым требованиям безопасности. Например, они должны гарантировать, определенный характер и продолжительность действия. Система работы в специальном режиме должна строиться таким образом, чтобы не исключать неправильные действия, ведущие к аварийной ситуации.
Оборудование, которое повышает уровень автоматизации установки, считается третьим типом машинных аксессуаров для повышения безопасности работы. Действия, которые ранее совершались вручную, производятся автоматически в нормальном режиме: оборудование, включающее передвижные погрузчики, которые автоматически меняют заготовки на металлорежущих станках. Защитные устройства нормального автоматического режима работы не создают особых проблем, потому что вмешательство оператора в ход событий необязательно, а сбои в работе предотвращаются устройством безопасности.
ТРЕБОВАНИЯ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ СТАНКОВ
К сожалению, автоматизация не привела к прекращению аварий на промышленных предприятиях. Исследования показывают некоторое смещение аварийности от нормальных к специальным режимам работы, прежде всего благодаря автоматизации нормальной работы, когда отпадает необходимость вмешательства в ход работы, и персонал больше не подвергается опасности. С другой стороны, высокоавтоматизированные машины являются сложными системами, в которых трудно определить сбои. Даже специалисты, занимающиеся устранением неисправностей, не всегда способны избежать аварий.
Объем программного обеспечения, необходимого для управления все более сложными машинами, увеличивается по размеру и сложности, что приводит к росту числа несчастных случаев среди специалистов-электриков и монтажников. Небезукоризненное программное обеспечение, изменения в программном обеспечении часто приводят к неожиданным и нежелательным изменениям в системе. Для поддержания безопасности, необходимо устранить опасные ошибки, вызванные внешними влияниями и отказами компонентов. Это условие может выполняться только в том случае, если схема безопасности будет максимально простой и отделенной от остальных элементов управления. Компоненты и сборочные узлы, используемые в схеме безопасности, также должны быть защищены от неисправностей.
Задача проектировщика — разрабатывать конструкции, удовлетворяющие требованиям безопасности. Разработчик не может не заниматься необходимыми рабочими процедурами, включая специальные режимы работы. Должен проводиться анализ, определяющий, какие процедуры необходимы для безопасной работы, а рабочий персонал должен быть с ними ознакомлен.
В большинстве случаев нужна отдельная система управления специальными режимами. Система управления обычно наблюдает и регулирует действия (чтобы не производилось иных действий, не являющихся необходимыми для данной работы и неожиданных для оператора). Система управления не обязательно должна выполнять одни и те же задания в различных режимах специальной работы.
ТРЕБОВАНИЯ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ НОРМАЛЬНОМ
И СПЕЦИАЛЬНОМ РЕЖИМАХ РАБОТЫ
НОРМАЛЬНАЯ РАБОТА
Реализация целей безопасности не должна препятствовать техническому прогрессу, поскольку сохраняется возможность принятия приемлемых решений. Применение станков с ЧПУ максимально повышает требования к анализу опасностей, оценке рисков и концепциям безопасности. Ниже указаны характеристики некоторых задач безопасности и варианты возможных решений.
Цель безопасности
— Недопустимо попадание человека или его рук в опасные зоны при автоматических движениях машины.
Возможные решения
— Предотвращать физическое проникновение человека в опасные зоны посредством механических заграждений.
— Устанавливать устройства безопасности, реагирующие на приближение (световые барьеры, коврики безопасности), выключать машины и механизмы в целях безопасности во время вмешательства или нахождения человека в опасной зоне.
— Допускать приближение к машинам и механизмам людей только при нахождении системы в безопасном состоянии (например, блокировочные устройства с запорными механизмами на входных дверях).
Задача безопасности
— Устранение вероятности травм в результате сброса энергии (разлетающиеся части, излучение энергии).
Возможное решение
— Не допускать выхода энергии из опасной зоны, например, при помощи кожуха безопасности соответствующего размера.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ
Промежуточные устройства между нормальным режимом и специальным режимом работы (например, устройство блокировки дверей, световые барьеры, коврики безопасности) необходимы для того, чтобы дать возможность системе контроля безопасности автоматически определять присутствие персонала. Ниже приводятся специальные режимы работы (например, установка, программирование) на станках с ЧПУ, требующие действий непосредственно на рабочем участке.
Задачи безопасности
— Действия должны быть безопасными для людей и выполняться только установленным образом и с установленной скоростью и выполняться в строгом соответствии с командами.
— Части человеческого тела не должны находиться в опасной зоне.
Возможное решение
— Установить специальные системы управления, контролирующие и управляющие движениями с помощью кнопок управления специального типа. Скорость движений уменьшается до безопасного значения.
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ КОНТРОЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Одной из характеристик системы контроля безопасности является защитная функция, гарантирующая работу при сбоях, переводя процессы из опасного в безопасное состояние.
Задачи безопасности
— Ошибка в системе контроля безопасности не должна приводить к опасному состоянию.
— Должна быть определена ошибка в системе контроля безопасности (как можно скорее).
Возможные решения
— Упорядочить чересчур сложную и неоднозначную схему электромеханических систем управления, включая испытательные контуры.
— Упорядочить чересчур сложную и неоднозначную наладку микропроцессорных систем управления, созданных различными разработчиками. Такой подход считается достаточным, например, в случае световых барьеров безопасности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возрастающая тенденция аварийности при нормальном и специальных режимах работы требует четкой и безошибочной концепции системы безопасности. Этот факт должен приниматься в расчет при подготовке правил и руководящих принципов безопасности. Новые руководящие принципы в форме задач безопасности необходимы для выработки передовых решений. Такой подход позволяет разработчикам выбирать оптимальные решения для каждого конкретного случая и демонстрировать характеристики безопасности машин путем описания решений каждой задачи безопасности. Затем решение сравнивается с другими имеющимися решениями и используется, если оно лучше или, по крайней мере, равнозначно им. Именно таким образом четко сформулированные правила техники безопасности не препятствуют прогрессу.
Toni Retsch, Guido Schmitter, Albert Marty
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАШИН ПО ДИРЕКТИВЕ EЭC
Директива Совета от 14 июня 1989 года по сближению законодательств по машинам и механизмам государств — участников (89/392/EEC) применяется к каждому отдельному государству.
— Каждое государство должно ввести данные положения в свое законодательство.
— Действие директивы — с 1 января 1993 года.
— Требование высшего качества изготовления.
— Изготовитель должен подготовить и предоставить полную информацию о технической конструкции по всем основным аспектам безопасности и гигиены труда.
— Изготовитель должен выдать декларацию соответствия и знак CE по данным машинам.
— Невыполнение требования о предоставлении полной технической документации государственному контрольному органу считается невыполнением директив в отношении машин и механизмов. Следствием этого может стать запрет на продажу в рамках EEC.
Требования безопасности при конструировании и
использовании станков с ЧПУ
1. Токарные станки
1.1 Нормальный режим работы
1.1.1 Участок работы должен быть оснащен защитными средствами, препятствующими преднамеренному и случайному попаданию в опасные зоны движения автоматов.
1.1.2 Магазин станка должен быть оснащен защитными средствами, препятствующими преднамеренному и случайному попаданию в опасные зоны движения автоматов.
1.1.3 Магазин заготовки должен быть оснащен защитными средствами, препятствующими преднамеренному и случайному попаданию в опасные зоны движения автоматов.
1.1.4 Удаление стружки не должно приводить к травмам от стружки или движущихся частей машины.
1.1.5 Должно предотвращаться попадание людей в приводные системы, приводящие к телесным повреждениям.
1.1.6 Должна предотвращаться возможность попадания стружки в опасные зоны конвейеров.
1.1.7 Не допускать телесных повреждений операторов или случайно присутствовавших людей вылетающими заготовками или их частями, что происходит, например, при:
— недостаточном креплении
— слишком сильном режущем усилии
— недопустимой скорости вращения
— столкновении с инструментом или частями машины
— поломке заготовки
— плохой фиксации креплений
— падении мощности.
1.1.8. Не допускать телесных повреждений от разлетания крепления заготовок.
1.1.9. Не допускать телесных повреждений от разлетания стружки.
1.1.10. Не допускать телесных повреждений в результате разлетания инструментов или их частей из-за:
— дефектов материала
— недопустимого режущего усилия
— столкновения с заготовкой или частью машины
— недостаточного крепления или затяжки.
1.2 Специальные режимы работы
1.2.1. Смена заготовки.
1.2.1.1. Крепление заготовки должно производиться таким образом, чтобы ни одна часть тела не могла попасть между заготовкой и креплением.
1.2.1.2. Предотвращать запуск привода (шпиндели, оси, рукава, револьверные головки или конвейеры для удаления стружки) в результате неверной или неполной команды.
1.2.1.3. Обеспечить безопасную перестановку заготовок вручную или с помощью инструментов.
1.2.2. Смена резца в держателе или в револьверной головке.
1.2.2.1. Предотвращать опасность в результате некорректного поведения системы или ввода неверной команды.
1.2.3. Смена резца в магазине.
1.2.3.1. Движения в магазине станка в результате неверной или неполной команды должны предотвращаться во время смены резца.
1.2.3.2. Не должно быть доступа к другим движущимся частям машины от станции загрузки станка.
1.2.3.3. Должен быть закрыт доступ в опасные зоны после дальнейшего движения магазина станка или во время поиска. При снятых защитных ограждениях доступ может осуществляться только в особых случаях в установленное время и только если есть уверенность, что ни одна часть тела не находиться в опасной зоне.
1.2.4. Проверка измерения.
1.2.4.1. Доступ в рабочую зону возможен только при остановке всех движений.
1.2.4.2. Запуск привода вводом неверной или неполной команды должен предотвращаться.
1.2.5. Наладка.
1.2.5.1. Если наладка производится при снятых для нормального режима работы защитных устройствах, оператор должен быть защищен с помощью других средств.
1.2.5.2. Ни одно опасное движение или смена движений не должны производиться после ввода неверной или неполной команды.
1.2.6. Программирование.
1.2.6.1. При программировании не следует осуществлять никакие движения, чтобы не подвергать опасности находящихся в зоне работ людей.
1.2.7. Производственные неполадки.
1.2.7.1. Запуск привода в результате ввода неверной или неполной команды должен предотвращаться.
1.2.7.2. Ни одно опасное движение или ситуация не должны инициироваться движением или удалением заготовки или отходов.
1.2.7.3. При движении со снятыми для нормального режима работы защитными устройствами, они должны быть определенного типа, проводиться только в указанное время и только при уверенности, что ни одна часть тела не находиться в опасной зоне.
1.2.8. Устранение неисправностей.
1.2.8.1. Доступ в опасные зоны, где происходят движения автоматов, должен быть закрыт.
1.2.8.2. Запуск какого-либо привода в результате ввода неверной или неполной команды должен предотвращаться.
1.2.8.3. Должны предотвращаться движения машины при неисправности какой-либо ее части.
1.2.8.4. Необходимо предотвращать телесные повреждения в результате поломки или отсоединения части машины.
1.2.8.5. Для устранения неисправностей хода машины при снятых защитных устройствах должны производиться движения только установленного типа, в определенный период времени и только если есть уверенность, что ни одна из частей тела не находится в опасной зоне.
1.2.9. Неисправность и ремонт.
1.2.9.1. Запуск машины запрещается.
1.2.9.2. Манипуляции с различными частями машины возможны вручную или с помощью инструментов только при полном отсутствии опасности.
1.2.9.3. Нельзя дотрагиваться до частей машины, находящихся под током.
1.2.9.4. Не допускать телесных повреждений человека от жидкостей или газов.
2. Фрезерные станки
2.1. Нормальный режим работы
2.1.1. Рабочая зона должна быть оснащена защитными средствами, препятствующими преднамеренному или случайному попаданию в опасные зоны с движущимися автоматами.
2.1.2. Операция удаления стружки не должна приводить к телесным повреждениям человека от стружек или движущихся частей машины.
2.1.3. Следует предотвращать телесные повреждения в результате попадания в приводные системы и в опасные зоны конвейеров удаления стружки. Не допускать телесных повреждений операторов или случайных присутствующих в результате вылета заготовок или их частей.
Это может происходить по причине:
— недостаточного крепления
— недопустимого режущего усилия
— столкновения с инструментом или частями машины
— поломки заготовки
— плохой фиксации креплений
— падения мощности.
2.1.4. Не допускать телесных повреждений от разлета крепежа заготовок.
2.1.5. Не допускать телесных повреждений от разлета стружки.
2.1.6. Не допускать телесных повреждений в результате разлета инструментов или их частей, что происходит из-за:
— дефектов материала
— недопустимой скорости вращения
— столкновения с заготовкой или частью машины
— недостаточного крепления или затяжки
— падения мощности.
2.2 Специальные режимы работы
2.2.1 Смена заготовки.
2.2.1.1. При использовании механических креплений части тела не должны оказываться между частями крепления и заготовкой.
2.2.1.2. Запуск привода (шпиндель, ось) в результате ввода неправильной или неполной команды запрещается.
2.2.1.3. Манипуляция с заготовкой должна вестись вручную или с помощью инструментов при полном отсутствии опасности.
2.2.2 Смена фрезы.
2.2.2.1. Нельзя запускать приводы при вводе неверной или неполной команды.
2.2.2.2. Устранить захват пальцев при замене фрез.
2.2.3. Проверка измерения.
2.2.3.1. Доступ в рабочую зону возможен только после полной остановки.
2.2.3.2. Запуск привода в результате ввода неверной или неполной команды должен предотвращаться.
2.2.4. Наладка.
2.2.4.1. Если наладка выполняется со снятыми защитными устройствами, оператор должен быть защищен с помощью других средств.
2.2.4.2. Ни одно опасное движение или смена движений не должны инициироваться вводом неверной или неполной команды.
2.2.5. Программирование.
2.2.5.1. При программировании нельзя производить никакие движения, чтобы не подвергать опасности находящегося в зоне работ людей.
2.2.6. Производственные неполадки.
2.2.6.1. Запуск привода в результате ввода неверной или неполной команды должен предотвращаться.
2.2.6.2. Ни одно опасное движение или ситуация не должны вызываться движением или удалением заготовки или отходов.
2.2.6.3. При работе со снятыми защитными устройствами могут выполняться движения только установленного типа, в определенное время и только если есть уверенность, что ни одна из частей тела не находится в опасной зоне.
2.2.7. Устранение неисправностей.
2.2.7.1. Должен предотвращаться доступ в опасные зоны с движущимися автоматами.
2.2.7.2. Запуск привода в результате ввода неверной или неполной команды должен предотвращаться.
2.2.7.3. Должны предотвращаться движения машины с какой-либо неисправной деталью.
2.2.7.4. Необходимо предотвращать телесные повреждения в результате поломки или отделения какой-либо части машины.
2.2.7.5. Если при устранения неисправностей снимаются защитные устройства, следует выполнять движения только определенного типа, в установленное время и только если есть уверенность, что ни одна из частей тела не находится в опасной зоне.
2.2.8. Неисправность и ремонт.
2.2.8.1. Запуск машины запрещается.
2.2.8.2. Манипуляция с различными деталями производится вручную или с помощью инструментов при полном отсутствии опасности.
2.2.8.3. Не дотрагиваться до деталей, находящихся под током.
2.2.8.4. Не допускать телесных повреждений в результате от жидкостей или газов.
3. Многоцелевые станки
3.1. Нормальный режим работы
3.1.1. Защитные средства должны преграждать преднамеренное или случайное попадание в опасные зоны с движущимися автоматами.
3.1.2. Магазин станка должен быть защищен так, чтобы было невозможно попасть в опасную зону с движущимися автоматами.
3.1.3. Магазин заготовки должен быть защищен таким образом, чтобы не пересекаться и не попадать в опасную зону с движущимися автоматами.
3.1.4. Операция удаления стружки не должна приводить к телесным повреждениям от стружек или движущихся частей машины.
3.1.5. Должны предотвращаться телесные повреждения в результате попадания в приводные системы.
3.1.6. Должна предотвращаться возможность попадания в опасные зоны конвейеров удаления стружки (винтовые конвейеры и т.п.).
3.1.7. Нельзя допускать телесных повреждений операторов или посторонних присутствующих в результате вылета заготовок или их частей, что может происходить из-за:
— недостаточного крепления
— недопустимого режущего усилия
— столкновения с инструментом или частями машины
— поломки заготовки
— плохой фиксации креплений
— неправильной замены заготовки
— падения мощности.
3.1.8. Не допускать телесных повреждений от разлета крепежа заготовок.
3.1.9. Не допускать телесных повреждений от разлета стружки.
3.1.10. Не допускать телесных повреждений в результате разлета резцов или их частей, что происходит из-за:
— дефектов материала
— недопустимой скорости вращения
— недопустимого режущего усилия
— столкновения с заготовкой или частью машины
— недостаточного крепления или затяжки
— вылета резца из устройства для замены резцов
— выбора неправильного резца
— из-за падения мощности.
3.2. Специальные режимы работы
3.2.1. Смена заготовки.
3.2.1.1. При использовании механических креплений части тела не должны попадать между частями крепления и заготовкой.
3.2.1.2. Запуск привода в результате ввода неправильной или неполной команды должен предотвращаться.
3.2.1.3. Манипуляции с заготовками проводятся вручную или с помощью инструментов только при полном отсутствии опасности.
3.2.1.4. При замене заготовок в крепежной станции не должно происходить попадания в зоны автоматических движений машины или магазины заготовок. Ни одно движение не должно начинаться включением кнопок управления, если в зоне крепления кто-либо находится. Автоматическая установка заготовки в машину или в магазин может производиться только, если станция крепления оснащена защитной системой для нормального режима работы.
3.2.2. Замена инструмента в шпинделе.
3.2.2.1. Должен предотвращаться запуск привода в результате ввода неверной или неполной команды.
3.2.2.2. При установке резцов должен предотвращаться захват пальцев.
3.2.3. Замена резца в магазине.
3.2.3.1. При замене резца не должно происходить движений в магазине резцов из-за ввода неверной или неполной команды.
3.2.3.2. Доступ к движущимся частям машины от станции загрузки резцов должен быть невозможен.
3.2.3.3. Должен быть закрыт доступ в опасные зоны после дальнейшего движения магазина станка или во время поиска. Если это происходит при снятых защитных ограждениях, должны выполняться только движения установленного типа, в установленное время и только если есть уверенность, что ни одна из частей тела не находится в опасной зоне.
3.2.4. Проверка измерений.
3.2.4.1. Доступ в рабочую зону возможен только после остановки всех движений.
3.2.4.2. Запуск привода в результате ввода неверной или неполной команды запрещается.
3.2.5. Наладка.
3.2.5.1. Если наладка производится со снятыми защитными устройствами, оператор должен быть защищен с помощью других средств.
3.2.5.2. Ни одно опасное движение или смена движений не должны инициироваться вводом неверной или неполной команды.
3.2.6. Программирование.
3.2.6.1. При программировании не должно производиться никаких действий, чтобы не подвергать опасности находящихся в зоне работ.
3.2.7. Производственные нарушения.
3.2.7.1. Запуск привода в результате ввода неверной или неполной команды должен предотвращаться.
3.2.7.2. Ни одно опасное движение или ситуация не должны инициироваться движением или удалением заготовки или отходов.
3.2.7.3. Если работа производится без защитных устройств, производятся только движения установленного типа, в установленное время и только при уверенности, что ни одна из частей тела не находится в опасной зоне.
3.2.8. Устранение неисправностей.
3.2.8.1. Должен предотвращаться доступ в опасные зоны с движущимися автоматами.
3.2.8.2. Запуск привода в результате ввода неверной или неполной команды должен предотвращаться.
3.2.8.3. Должны предотвращаться движения машины с какой-либо неисправной частью.
3.2.8.4. Необходимо предотвращать телесные повреждения в результате поломки или отделения какой-либо части машины.
3.2.8.5. Если устранение неисправностей производится без защитных устройств, должны производиться только движения установленного типа, в установленное время и только при уверенности, что ни одна из частей тела не находится в опасной зоне.
3.2.9. Неисправность машины и ремонт.
3.2.9.1. Запуск машины запрещается.
3.2.9.2. Манипуляции с различными частями производятся вручную или с помощью инструментов при полном отсутствии опасности.
3.2.9.3. Нельзя дотрагиваться до частей машины, находящихся под током.
3.2.9.4. Не должны допускаться телесные повреждения в результате воздействия жидкости или газов.
4. Шлифовальные станки
4.1. Нормальный режим работы
4.1.1. Рабочая зона должна быть оснащена защитными средствами, препятствующими преднамеренному или непреднамеренному попаданию в опасные зоны с движущимися автоматами.
4.1.2. Должны предотвращаться телесные повреждения в результате попадания в приводные системы.
4.1.3. Не допускать телесных повреждений операторов или посторонних лиц в результате вылета заготовок или их частей, что может происходить из-за:
— недостаточного крепления
— недопустимого режущего усилия
— столкновения с инструментом или частями машины
— поломки заготовки
— плохой фиксации креплений
— неправильной замены заготовки
— падения мощности.
4.1.4. Не допускать телесных повреждений от разлета крепежа заготовок.
4.1.5. Не допускать телесных повреждений от пожаров, вызванных искрением.
4.1.6. Не допускать телесных повреждений от вылета частей шлифовальных кругов, что может происходить из-за:
— недопустимой скорости вращения
— недопустимого режущего усилия
— дефектов материала
— столкновения с заготовкой или частью машины
— недостаточного крепления (фланцев)
— использования неправильного шлифовального круга.
4.2. Специальные режимы работы
4.2.1. Смена заготовки.
4.2.1.1. При использовании механических креплений части тела не должны попадать между частями крепления и заготовкой.
4.2.1.2. Запуск привода в результате ввода неправильной или неполной команды должен предотвращаться.
4.2.1.3. При манипуляциях с заготовкой должны предотвращаться телесные повреждения от вращения шлифовального круга.
4.2.1.4. Должны предотвращаться телесные повреждения в результате раскалывания шлифовального круга.
4.2.1.5. Манипуляция заготовки должна проводиться вручную или с помощью инструментов при полном отсутствии всякой опасности.
4.2.2. Смена шлифовального круга.
4.2.2.1. Запуск питающего привода в результате ввода неверной или неполной команды должен предотвращаться.
4.2.2.2. Следует предотвращать телесные повреждения, вызванные вращением шлифовального круга во время процедур измерения.
4.2.2.3. Следует предотвращать телесные повреждения в результате раскалывания шлифовального круга.
4.2.3. Проверка измерений.
4.2.3.1. Должен предотвращаться запуск питающего привода в результате ввода неверной или неполной команды.
4.2.3.2. Следует предотвращать телесные повреждения, вызванные вращением шлифовального круга во время процедур измерения.
4.2.3.3. Следует предотвращать телесные повреждения в результате раскалывания шлифовального круга.
4.2.4. Наладка.
4.2.4.1. Если наладка выполняется без защитных устройств, оператор должен быть защищен другими средствами.
4.2.4.2. Никакие опасные движения или изменения движения не должны инициироваться вводом неверной или неполной команды.
4.2.5. Программирование.
4.2.5.1. При программировании не следует выполнять никаких опасных движений, чтобы не подвергать опасности находящихся в зоне работ.
4.2.6. Производственные неполадки.
4.2.6.1. Запуск привода в результате ввода неверной или неполной команды должен предотвращаться.
4.2.6.2. Ни одно опасное движение или ситуация не должны инициироваться движением или удалением заготовки или отходов.
4.2.6.3. Если работа производится без защитных устройств, должны выполняться только движения установленного типа, в установленный период времени и только при уверенности, что ни одна из частей тела не находится в опасной зоне.
4.2.6.4. Следует предотвращать телесные повреждения, вызванные вращение шлифовального круга.
4.2.6.5. Следует предотвращать телесные повреждения в результате раскалывания шлифовального круга.
4.2.7. Устранение неисправностей.
4.2.7.1. Следует предотвращать доступ в опасные зоны с движущимися автоматами.
4.2.7.2. Запуск привода в результате ввода неверной или неполной команды должен предотвращаться.
4.2.7.3. Следует предотвращать движения машины с какой-либо неисправной частью.
4.2.7.4. Необходимо предотвращать телесные повреждения человека в результате поломки или отделения части машины.
4.2.7.5. Следует предотвращать телесные повреждения в результате контакта оператора со шлифовальным кругом или раскалывания шлифовального круга.
4.2.7.6. Если во время устранения неисправностей работа должна производиться без защитных устройств, выполняются только движения установленного типа, в установленное время и только при уверенности, что ни одна из частей тела не находится в опасной зоне.
4.2.8. Неисправность и ремонт.
4.2.8.1. Запуск машины запрещается.
4.2.8.2. Манипуляции с различными частями машины производятся вручную или с помощью инструментов при полном отсутствии опасности.
4.2.8.3. Нельзя дотрагиваться до частей машины, находящихся под током.
4.2.8.4. Следует предотвращать телесные повреждения человека в результате воздействия жидкой или газообразной среды.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА
Оперативная и актуальная информация на электронную почту
Все публикации