Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Руководитель ГИТ в Республике Дагестан Арсен Булатов: «Люди боятся обращаться в Трудовую инспекцию из-за страха потерять работу»

16.07.2018 11:30:00
Сфера трудового права является важной и одной из самых проблемных в России. Правовой нигилизм, дагестанский менталитет и другие причины сделали ее одной из «тяжелых» и в нашей Республике Дагестан. В интервью РИА «Дагестан» руководитель Государственной инспекции труда в Республике Дагестан Арсен Булатов рассказал о том, в каких сферах и какие права работников нарушаются чаще всего, в каких случаях необходимо обращаться в ГИТ, а когда можно решить проблему самостоятельно, а также дал ответы на многие другие вопросы.




 
Сфера трудового права является важной и одной из самых проблемных в России. Правовой нигилизм, дагестанский менталитет и другие причины сделали ее одной из «тяжелых» и в нашей Республике Дагестан. В интервью РИА «Дагестан» руководитель Государственной инспекции труда в Республике Дагестан Арсен Булатов рассказал о том, в каких сферах и какие права работников нарушаются чаще всего, в каких случаях необходимо обращаться в ГИТ, а когда можно решить проблему самостоятельно, а также дал ответы на многие другие вопросы.
 
 
 
– Арсен Гаджиевич, расскажите о полномочиях Государственной инспекции труда в Дагестане.
 
 
– Государственная инспекция труда – это, прежде всего, орган государственной власти, который осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдение трудового законодательства во всех отраслях и на всех предприятиях в какой бы форме собственности они не находились. Все вопросы, которые регулируются Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, относятся к зоне контроля Государственной инспекции труда.
 
В целях защиты своих прав любой гражданин может обратиться к нам в Инспекцию лично (прийти на прием) или через другие ресурсы, в том числе и Интернет. При этом ему нужно авторизоваться, чтобы мы знали, что гражданин реальный. Если же обращение анонимное – оно не подписано или не подтверждается автор, заявление может быть не рассмотрено.

 





Граждане, в целях защиты своих трудовых прав, могут обращаться не только в Трудовую инспекцию, но и в профсоюзный орган, в прокуратуру, суд и другие. Но в основном все обращения в другие инстанции перенаправляются, поскольку Трудовая инспекция – специально созданный для этого орган.
 
 
– В каких случаях необходимо обращаться в Трудовую инспекцию, а в каких можно решить проблему самостоятельно? Каким образом можно самостоятельно защитить свои права?
 
 
– Надо сначала попытаться решить вопрос на месте со своим руководством. Если этого не получается сделать, то можно обратиться в Трудовую инспекцию. Граждане могут обращаться к нам по любым вопросам в сфере трудовых отношений: по проблемам с трудовыми договорами, заработной плате, нормированию труда, охраны труда, продолжительности рабочего времени, выдачи специальной одежды, инструктажа при поступлении на работу, проведению специальной оценки условий труда и другим.
 
 
– Что такое «специальная оценка условий труда» и кто ее проводит?
 
 
– Это специальные мероприятия, направленные на установление существующих на производстве рисков. Оно направлено на то, чтобы выявить тяжесть труда, его интенсивность, определить факторы производственной среды и уровень оценки воздействия этих факторов на здоровье работников. По результатам проведения спецоценки работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты, устанавливаются предусмотренные Трудовым кодексом гарантии и компенсации для сотрудников, проводятся предварительные периодические медицинские осмотры, устанавливается дополнительный тариф взносов в Пенсионный фонд и т.д.
 



 
Специальная оценка проводится на всех предприятиях, где работают люди. Ее нужно проводить каждые 5 лет. Или, например, если введены новые технологии, то тоже необходимо проводить специальную оценку соответствия новых мощностей требованиям охраны труда и техники безопасности.


 
Оценку проводят специальные органы, у которых есть лицензия. Это работа платная и по данной причине многие работодатели не хотят ее делать.
 
 
– Какие права работника и в какой сфере нарушаются чаще всего?
 
 
– Чаще всего права нарушаются в тех отраслях, куда мы имеем меньше всего доступа. Это, например, строительство, которые не попадает в наш план проверок по многим позициям. Соответственно все, что там происходит трудно отследить. Немало нарушений во всех отраслях, связано со своевременной выплатой заработной платы, в установленном законом порядке 2 раза в месяц. Мало кто хочет это делать, начиная с государственных органах. Нарушаются права работников также в части обеспечения нормальных условий труда: это достаточно распространено в сельском хозяйстве, где тяжелый труд.
 
Не соблюдается зачастую нормирование труда, условия трудового законодательства, не вовремя выплачивается заработная плата, не обеспечиваются сотрудники индивидуальными средствами защиты и не сообщают им о рисках на производстве. Есть много случаев, когда работодатели грешат непредусмотренными законом формами и методами наказания работников, отстраняют от работы, лишают премий, штрафуют. Такие вещи недопустимы. Если человек допустил, скажем, растрату, то это нужно решать в установленном порядке, а не взысканием с заработной платы работника.
 
Но люди нечасто обращаются по данным вопросам, поскольку боятся потерять свою работу. Необеспеченность работой, отсутствие работы, слабые позиции профсоюзов, конечно, сказываются на активности защиты трудовых прав. Во многих организациях профсоюзы отсутствуют. Это связано с позицией руководителя. Если руководитель думает о людях, то у него всегда есть профсоюзные организации, он советуется с представителями профсоюзов. А некоторые же считают, что они единоличные хозяева и могут делать что угодно. Это не правильная и неприемлемая позиция.
 
 
– А сколько обращений поступило за первое полугодие в Трудовую инспекцию?
 
 
– Порядка 600 письменных обращений и около 2 тысяч устных (приемы граждан, консультации и т.д.). Письменных обращений, конечно, немало, но там есть повторы. И если сравнить с другими регионами, активность нашего населения по защите своих прав, обращений в Инспекцию, является достаточно низкой. Наши люди не хотят защищать свои права в установленном законом порядке. А хотят привлечь знакомых, например. Это и специфика нашего менталитета, и, еще раз повторюсь, отсутствие достаточного количества рабочих мест. Люди понимают, что их заявления в любой контролирующий орган становятся предметом их преследования.
 
К сожалению, в нашем законе не прописана такая норма, как потом этого человека защищать. Например, в уголовном праве есть такая позиция как защита свидетеля. А здесь человек обратился, мы его права восстановили, но его все равно начинают «выдавливать». Работодатель чувствует себя безнаказанно. Данный вопрос не отрегулирован, поэтому нам и вышестоящим органам нужно придумать, как защитить работника, чтобы его не преследовали. Соответствующую норму, на мой взгляд, нужно в первую очередь внести в Трудовой кодекс. Есть такие случаи, когда новый руководитель приходит и увольняет сотрудников, чтобы набрать «своих людей». Я считаю, что все люди «наши», это такие же граждане, они имеют равные права на труд. Если руководитель хочет привести более компетентного сотрудника, нужно проводить аттестацию, проверить, справляются ли сотрудники со своими обязанностями.
 
Отмечу, что у нас нет практически таких случаев, чтобы человек обратился и мы не провели проверку, не защитили права работника.
 
 
– Велико ли число несчастных случаев на предприятиях республики?
 
 
– Что касается несчастных случаев, то у нас, слава Богу, идет их серьезное сокращение. Для сравнения: в 2016 году у нас было 6 несчастных случаев на производстве, в прошлом году 3. В первом полугодии текущего года зарегистрирован только один несчастный случай.
 
 
– В Дербенте не так давно на предприятии задохнулись в цистерне при ее чистке двое работников…
 
 
– Да. Это тоже несчастный случай, но он еще только находится на стадии расследования. К сожалению, работодатели не сообщают нам о таких случаях – чаще всего сообщается правоохранительным органам и с большим опозданием пострадавших отвозят на экспертизу к врачам, а до нас информацию доводят неоперативно. Если же нам сообщали бы своевременно, то качество расследования и обоснованность результатов были бы более высокими. Наши специалисты работают по этому делу, выясняют обстоятельства, изучают документы, запрошенные у следствия. По итогам мы дадим свое заключение, чтобы их семьи (дети или лица на иждивении) могли получить соответствующие выплаты в связи с несчастным случаем на производстве. На сегодняшний день при смертельном случае на производстве семье покойного начисляются компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей.

Специалисты ГИТ изучают семейное положение работников, с которыми произошел несчастный случай, есть ли дети, сколько времени работал человек на данном предприятии, какова была его заработная плата и другие вопросы, касательно организации их работы. Как завершится наше расследование, материалы будут направлены в следственные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.
 
 
– Проводит ли Инспекция просветительские мероприятия среди граждан?
 
 
– Мы размещаем всю необходимую информацию по нашей работе на своем официальном сайте. Все основные нормативные правовые акты в сфере трудового законодательства тоже там размещены. Через портал можно задать любой вопрос и получить на него ответ.
 
Мы также часто встречаемся с журналистами, размещаем информацию в СМИ. И нас регулярно проводятся ежеквартальные общественные слушания, на которых мы отчитываемся, что и как нами сделано, что делается в части совершенствования трудового законодательства. Кроме того, у нас проводятся приемы граждан. При этом человек может прийти в любой удобный для него рабочий день и удобное время. По поступившим заявлениям наши сотрудники проводят проверки, по завершении которых обратившимся сообщается о результатах.
 
 
– Как Вы оцениваете уровень правового просвещения дагестанцев в трудовом законодательстве?
 
 
– Уровень правового просвещения в целом в Дагестане очень низкий. Знания в области трудового права плохие не только среди рядовых работников, но и среди работодателей. Многие из них вообще не понимают, что такое Трудовой кодекс, что такое трудовое право. Они знают только свое право и право привлечения прибыли. Мы давно еще, лет 30 назад, рекомендовали органам исполнительной власти (тогда еще не было Инспекции, а я работал в профсоюзах), чтобы при выдаче разрешения на открытие свое дела будущих работодателей проверяли на знание норм трудового законодательства, знание Налогового кодекса и др. нормативно-правовых актов.
 
 
– Вы предлагаете ввести какой-то экзамен для них?
 
 
– Да, потому что человек думает только о будущей прибыли, но не о своей ответственности. Понятное дело, что предприятия создаются именно для извлечения прибыли, но вместе с тем важно соблюдать условия, предусмотренные законодательством (продолжительность рабочего времени, условия труда, обучение персонала, труд малолетних).
 
Но с другой стороны, есть много вопросов, которые государство должно решить в плане оказания поддержки этим людям, создающим предприятия, так как это дополнительные рабочие места, налоги, пенсионные отчисления и так далее. Сегодня работодатели стараются уйти в «тень» потому что налоги достаточно большие. Нам сейчас нужно вести большую работу и с населением, и с работодателями, чтобы их трудовые отношения осуществлялись в правовом поле.
 
 
– Какие меры принимаются инспекцией труда в целях обеспечения трудовых прав работников предпенсионного возраста?
 
 
– В целях реализации обеспечения трудовых прав работников предпенсионного возраста Государственной инспекцией труда в Республике Дагестан организован телефон горячей линии по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативно- правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении работников предпенсионного возраста. На официальном сайте Гострудинспекции в РД размещена информация об открытии «горячей линии» с указанием телефонного номера, куда поступают обращения (62-87-93).


 




Наличие у гражданина предпенсионного возраста не может служить причиной для установления ограничений при приеме на работу и других ограничений в сфере труда. Правила приема на работу граждан предпенсионного возраста не отличаются от правил приема на работу других работников. Трудовым кодексом России установлен только возраст, с которого допускается заключение трудового договора. Предельный возраст для заключения трудового договора законом не установлен. Отказать гражданину предпенсионного возраста в заключении трудового договора можно только по деловым качествам. Достижение указанного возраста не может быть основанием для отказа. В качестве гарантий при заключении трудового договора ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
 
Принудительное заключение срочного трудового договора с работниками предпенсионного возраста недопустимо. То есть работодатель не имеет права настаивать на заключении срочного договора, если характер предстоящей работы и условия ее выполнения позволяют заключить бессрочный трудовой договор. Если впоследствии судом будет установлено, что работника вынудили заключить срочный трудовой договор, такой договор будет признан бессрочным (заключенным на неопределенный срок).
 
Установление трудовых отношений на определенный срок без учета характера работы и условий ее выполнения допускается только с теми работниками предпенсионного возраста, кто поступает на работу. Закон не наделяет работодателя правом переоформить трудовой договор, заключенный с работником на неопределенный срок, на срочный трудовой договор (равно как и расторгнуть трудовой договор) в связи с достижением этим работником пенсионного возраста и назначением ему пенсии.
 
 
Автор:  Алеся Дибиралиева
 


 
Источник публикации: www.riadagestan.ru.



 






 

 
 

Все публикации
© 1997-2025 Клинский институт охраны и условий труда