Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Куда движется «машина» СОУТ?

08.04.2016 10:37:00
Предлагаем вашему вниманию тезисы выступления начальника отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Владимира Андреевича Солдунова на II Всероссийском Конгрессе организаций и специалистов по охране труда (в рамках БиОТ-2015).
Предлагаем вашему вниманию тезисы выступления начальника отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Владимира Андреевича Солдунова на II Всероссийском Конгрессе организаций и специалистов по охране труда (в рамках БиОТ-2015).
 
По данным Росстата, в 2014 году во вредных условиях труда было занято 39,7% работающего населения. Это очень большой процент, практически 40%. Статистика такова, что этот процент из года в год растет. С чем это связано? С тем, что работодатели «разболтались» и перестали обращать внимание на условия труда? Думаю, нет. Дело в том, что статистика охватывает, очевидно, не все предприятия, а только размером от 50 человек. И не все виды экономической деятельности, а только наиболее травмоопасные, где наблюдается наибольшее количество рабочих мест с опасными условиями труда.
 
С другой точки зрения, идет объективный процесс разукрупнения предприятий, и маленькие предприятия уже не попадают в статистику. А самый главный фактор заключается в том, что за годы существования аттестации рабочих мест по условиям труда и почти два года существования и активного действия специальной оценки условий труда была проведена объективная оценка миллионов рабочих мест. И вот эти объективные данные как раз наиболее полно отражают ситуацию. Дабы не приводить статистику по производственному травматизму, достаточно сказать, что раньше по показателям производственного травматизма, особенно со смертельным исходом, мы существенно уступали ведущим странам Европейского Союза. Сейчас же коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом в РФ, как минимум, сравним с европейскими странами.
 

НЕ ОСМОТРЕН – ЗНАЧИТ, ЗДОРОВ!
 
Имеющийся у нас низкий уровень профзаболеваемости обусловлен, в первую очередь, низким качеством медицинских осмотров, как предварительных, при приеме на работу, так и периодических, производящихся в процессе трудовой деятельности. А также с отсутствием у нас достаточного количества профпатологов, которые могли бы своевременно выявить у работника признаки профессионального заболевания, когда его еще можно реабилитировать, возвратить в строй, перевести на другую работу, чтобы общество не потеряло еще одного работоспособного человека.
 
Что делать? Надо развивать службу профпатологий. Это та сфера, куда в ближайшее время будут направлены усилия как Минтруда, так и Минздрава России. Уже действуют скидкинадбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, есть и другие предупредительные меры. Этого нестаточно, но уже и немало.
 
Понимая, что ситуация ухудшается, что доля занятых во вредных условиях труда ежегодно увеличивается, а число людей, уходящих на досрочную пенсию в связи с вредными условиями труда достаточно велико, Правительство РФ по поручению Президента в рамках проводимой пенсионной реформы в 2012 году приняло изменения в пенсионное законодательство, в рамках которых был внесен дополнительный страховой взнос в Пенсионный фонд РФ для работодателей, которые имеют в своей организации рабочие места, где работники имеют право на досрочную пенсию в связи с вредными условиями труда, по спискам №1 и 2.
 
Вход в эту систему – это дополнительный страховой взнос, а выход – по результатам проведения специальной оценки условий труда, порядок которой утверждается отдельным федеральным законом. По итогам работодатель может быть освобожден от данного страхового взноса.

 
СОУТ И АТТЕСТАЦИЯ – «ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ»
 
Чем принципиально отличается законодательство о специальной оценке условий труда от ранее действовавшей аттестации рабочих мест по условиям труда? И то, и другое – гигиеническая оценка условий труда. Учитывая тот факт, что у нас есть целый ряд санитарных правил и норм и других нормативных документов, принятых Роспотребнадзором и нормирующих сферу условий труда, но не имеющих минюстовской регистрации, их применение не совсем законно. Руководствоваться ими можно, но это не документы, а именно рекомендации. И таких рекомендаций набралось очень много. Поэтому при подготовке федерального закона о СОУТ в методику проведения спецоценки были внесены изменения, направленные, в том числе, на организацию гигиенического законодательства – по шуму, по световой среде и ряду других моментов.
 
Но самое главное отличие аттестации от спецоценки заключается в механизме финансового и экономического стимулирования работодателей улучшать условия труда, о котором мы говорили последние 20 лет. И впервые это, пусть и в ограниченном объеме, было сделано. То есть, существует прямая зависимость дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ от состояния условий труда, от класса, подкласса условий труда. И теперь работодатели стремятся уменьшить класс и подкласс вредности на рабочем месте, потому что снижение всего на один подкласс означает существенную экономию. Но и это еще не все. Был воплощен принцип предоставления гарантий и компенсаций: чем выше вредность, опасность на рабочем месте, тем больший набор гарантий и компенсаций получает работник. Не всем это нравится, но федеральный закон и все нормативные акты были одобрены Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений всеми сторонами-партнерами.
 
 
ВОПРОС ДЕКЛАРИРОВАНИЯ
 
Еще один важный момент, который также стимулирует работодателя к улучшению условий труда, – это создание института декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. В настоящее время изменения в процедуру декларирования условий труда реализовано в законопроекте о внесении изменений в Закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Данный законопроект уже прошел проектную комиссию в Правительстве РФ и готовится к рассмотрению на одном из очередных заседаний Правительства. А после одобрения Правительством будет передан в Госдуму.
 
За два года, истекшие после введения спецоценки, к нам поступало много вопросов, обращений от работодателей. Например, у меня на предприятии на стольких-то местах допустимые условия труда. Почему я не могу оформить декларацию? С принятием нового закона, если эта норма в процессе согласования в Правительстве и в Госдуме не исчезнет, такая возможность будет реализована. И тогда будет воплощен следующий, на мой взгляд, абсолютно справедливый принцип, – если на рабочих местах установлены допустимые условия труда по результатам специальной оценки условий труда, на них будет оформлена декларация, которая действует пять лет.
 
Она передается в госинспекцию труда в субъекте РФ, где осуществляет деятельность данный работодатель, а через пять лет, если не произошло несчастного случая или не зафиксировано профзаболевания на данном рабочем месте (А когда они могут произойти? Когда некачественно проведена спецоценка!), то декларация продлевается еще на пять лет. Фактически, через пять лет работодатель будет проводить спецоценку только на рабочих местах с вредными условиями труда. Справедливо? – Справедливо.

 
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ
 
Такие гарантии и компенсации, как дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя – это защита работников временем. Собственно говоря, Российская Федерация, пусть и не полностью, но ратифицировала Европейскую социальную хартию, в том числе ст. 3, где говорится о том, что если работник занят во вредных условиях труда, ему должен предоставляться или дополнительный отпуск, или сокращенная рабочая неделя. Но у нас это еще более развито, в ряде случаев ведь люди получают и то, и другое. В северных районах, где добываются полезные ископаемые, идут другие работы, в ряде случаев так получается, что у людей общий отпуск составляет 90-100 дней. И это невыгодно работодателям, которым на это время необходимо искать других работников. И получается порочный круг – чем больше работников, тем меньше возможностей для повышения зарплаты, тем ниже эффективность труда. И работники недовольны, потому что они не успевают за 6 часов вырабатывать свои нормы, в зарплате теряют.
 
В 1974 году был принят документ, где перечислялся перечень рабочих мест с вредными условиями труда, при работе на которых работникам предоставлялись дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. В то время основной отпуск составлял не 28 дней, а гораздо меньше. И поэтому с дополнительным отпуском получалась как раз нормальная защита временем. Сейчас у всех работающих отпуск составляет 28 календарных дней, поэтому дополнительные 7 дней являются минимально гигиенически обоснованным.
 
В связи с этим было принято решение и внесены соответствующие изменения в Трудовой кодекс, что при соблюдении так называемого правила трех ключей, а именно, когда соответствующие нормы внесены в отраслевое или межотраслевое соглашения, в коллективный договор предприятия и работник выражает свое согласие путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, разрешается ту часть дополнительного отпуска за вредные условия труда, которая превышает минимальные 7 календарных дней, брать в виде денег. Соответствующая компенсация, которая утверждается как раз в соглашении и коллективном договоре: рабочий день можно увеличивать до 8 часов, а в ряде случаев и до 12 часов, но при этом работник должен получать определенные финансовые компенсации за то, что он работает больше, чем положено.
 

«По статистике, почти 40% работников заняты во вредных условиях труда, а по результатам спецоценки – 25,5%. Такая разница обусловлена тем, что офисные рабочие места уже вышли из числа вредных. Существует технический регламент ТС о безопасности низковольтных систем, где сказано, что все персональные компьютеры всех видов подлежат обязательной сертификации на безопасность, поэтому компьютеры больше не учитываются как вредный фактор».

 
ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦОЦЕНКИ
 
В течение последних двух лет многие специалисты принимали активное участие в обсуждении норм института специальной оценки условий труда, занимались фрмированием нормативно-правовых актов, то есть подзаконных актов. Формирование нормативной базы шло по 4 следующим направлениям:
 
1. Формирование единых процедур при проведении специальной оценки условий труда.
2. Установление порядка допуска организаций, проводящих специальную оценку условий труда, к этой деятельности.
3. Формирование профессионального сообщества экспертов, порядка выдачи сертификатов, порядка дистанционного тестирования.
4. Учет особенностей при проведении специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах отдельных видов экономической деятельности.

 
В 2012 году, когда еще была аттестация, в Минтруд постоянно поступали вопросы от представителей отдельных отраслей. Например, представители гражданской авиации говорили, что по международным авиационным требованиям, по федеральным авиационным правилам нахождение в кабине пилота постороннего при совершении коммерческого полета с пассажирами на борту запрещено. Как в таком случае проводить спецоценку? Либо проводить спецполет, что довольно дорого, либо придумывать что-то другое. К ним присоединились моряки, у которых свои нестыковки  – люди по полгода и более находятся в плавании. Кто там будет измерять условия труда, как туда доставить группу, проводящую специальную оценку условий труда, – вертолетом или на воздушном шаре?
 
Вопросы особенностей проведения специальной оценки условий труда также актуальны на предприятиях, где имеются радиационно- и ядерно-опасные рабочие места, особенно на предприятиях военного профиля, где производится вооружение; у водолазов, и пр. У медиков свое – тут «скорая» помощь, пациента реанимируют, а рядом человек с прибором хочет что-то измерить…
 
Что делать? Были сформированы рабочие группы, ими в соответствии с Постановлением № 290 от 14 апреля 2014 года и были разработаны почти все приказы, которые устанавливают особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах. Все они безупречны? Нет, конечно. Потому что любой нормативный акт – это предмет соглашения между собой рабочей группы, работодателями, профсоюзами, государством. Я слышал немало критики в отношении отдельных актов. Мы будем и дальше работать над ними, совершенствовать. По крайней мере, по подземным работам по инициативе Росуглепрофа уже сейчас ведется работа по внесению изменений в особенности специальной оценки условий труда.
 

«Охрана труда не может базироваться только на периодической спецоценке. Вы спросите, где оценка травмоопасности? А нет ее. Поэтому сейчас разрабатывается законопроект, весьма существенный, который изменит 10 раздел ТК и туда в полном объеме будет включена оценка профессиональных рисков на рабочих местах».

 
МОНИТОРИНГ СОУТ
 
В 2015 году завершилась определенная распоряжением Правительства процедура мониторинга правоприменения федерального закона о специальной оценке условий труда, и в первом полугодии 2016 формируется рабочая группа, мы получили более 1000 предложений. Что изменяется? По методам и методике измерения, исследования вредных производственных факторов ситуация состоит в том, что далеко не все они пока внесены в Федеральную информационную систему. Над этим идет работа. Подготовлены также изменения в методику проведения специальной оценки условий труда по некоторым факторам. Все документы проходят через российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. Согласование этих изменений с рабочей группой намечено на 2016 год.


 


Источник
: 8hours.ru.



 





Все публикации
© 1997-2025 Клинский институт охраны и условий труда