Законодательство о специальной оценке условий труда: готовящиеся изменения
Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Законодательство о специальной оценке условий труда: готовящиеся изменения

24.03.2016 8:53:00
В Госдуму РФ внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"» (законопроект № 951060-6). Данный документ включен в Примерную программу законопроектной работы Госдумы РФ на февраль 2016 г. В представленной статье мы знакомим читателей с основными положениями готовящихся изменений.
В Госдуму РФ внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"» (законопроект № 951060-6). Данный документ включен в Примерную программу законопроектной работы Госдумы РФ на февраль 2016 г. В представленной статье мы знакомим читателей с основными положениями готовящихся изменений.

(По состоянию на 24 марта 2016 года на портале http://asozd.duma.gov.ru приведена информация о том, что данный законопроект 17 февраля 2016 года был принят Государственной Думой в первом чтении, в настоящее время готовятся поправки к законопроекту – прим. редактора портала www.trudcontrol.ru).

 
ПРИЧИНЫ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
 
Законопроект № 951060-6 разработан с учетом результатов мониторинга реализации Приказа Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению», проведенного Минтрудом совместно с объединениями профессиональных союзов и работодателей, представителями экспертного сообщества в соответствии с поручениями Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 09.06.2014.
 
В результате анализа правоприменительной практики Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) выявлена необходимость внесения в него ряда изменений, предусматривающих:
   
Законопроект № 951060-6 направлен на решение указанных задач по совершенствованию законодательства РФ в области СОУТ.
 
 
ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ ЗАКОНОПРОЕКТОМ № 951060-6
 
Сравним действующие нормы Федерального закона № 426-ФЗ и их редакцию, предлагаемую рассматриваемым законопроектом. Результаты приведем в таблице.
 

Действующая редакция Редакция, предлагаемая законопроектом
Статья 10 «Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов» (ч. 8)
Эксперт организации, проводящей СОУТ, в целях определения перечня, указанного в ч. 7 настоящей статьи, может осуществлять:
1) изучение документации и материалов, характеризующих технологический процесс, используемое на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и регламентирующих обязанности работника, занятого на рабочем месте;
2) обследование рабочего места;
3) осмотр и ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Статья 11 «Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным
 требованиям охраны труда» (ч. 1)
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 настоящего Федерального закона, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Статья 14 «Классификация условий труда» (ч. 7)
По согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в ч. 6 настоящей статьи По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в ч. 6 настоящей статьи
Статья 15 «Результаты проведения специальной оценки условий труда» (п. 5 ч. 1)
Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения СОУТ:
<...>
5) протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
<...>
Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, в который включаются следующие результаты проведения СОУТ:
<...>
5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, сертифицированных средств индивидуальной защиты для целей снижения класса (подкласса) условий труда в случае проведения такой оценки;
<...>
Статья 18 «Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда» (ч. 1)
Результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ (далее - информационная система учета). Обязанность по передаче результатов проведения СОУТ возлагается на организацию, проводящую СОУТ Результаты проведения СОУТ в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ (далее - информационная система учета), за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и с учетом требований законодательства РФ о персональных данных.
Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую СОУТ
Статья 21 «Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда» (п. 1 ч. 4)
В реестр организаций вносятся следующие сведения:
1) полное наименование организации и место ее нахождения;
<...>
В реестр организаций вносятся следующие сведения:
1) полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии);
<...>
Статья 24 «Экспертиза качества специальной оценки условий труда» (ч. 2)
Экспертиза качества СОУТ осуществляется:
1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков;
2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ, в соответствии с ч. 1 настоящей статьи заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков
Экспертиза качества СОУТ осуществляется:
1) по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводящих СОУТ;
2) по поданным непосредственно в орган, уполномоченный на проведение экспертизы качества СОУТ, в соответствии с ч. 1 настоящей статьи заявлениям работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводящих СОУТ
Статья 27 «Переходные положения» (ч. 7)
При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов допускается применение методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», в том числе утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, без проведения их аттестации. Аттестация указанных в настоящей части методов исследований (испытаний) и методик (методов) измерений должна быть завершена не позднее 31.12.2020
 
Принятие изменений, представленных в законопроекте № 951060-6, потребует внесения поправок в целый ряд документов, регулирующих проведение СОУТ.
 
К.И. Юсупов



Источник: «Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение», № 2, 2016.


 




 
 
 
 
 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда