Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Ставрополье: СОУТ поможет уберечь здоровье работника. Можно ли снизить производственный травматизм?

17.12.2014 8:30:00
В 2014 году на Ставропольском крае зафиксировано уже 114 несчастных случаев. С этого года традиционную аттестацию рабочих мест заменили специальной оценкой условий труда. По данным Гострудинспекции в Ставропольском крае, в 2013-м на рабочих местах погибли 35 человек, в позапрошлом году – 39. Что касается этого года, зафиксировано уже 114 несчастных случаев на предприятиях, из
В 2014 году на Ставропольском крае зафиксировано уже 114 несчастных случаев. С этого года традиционную аттестацию рабочих мест заменили специальной оценкой условий труда. По данным Гострудинспекции в Ставропольском крае, в 2013-м на рабочих местах погибли 35 человек, в позапрошлом году – 39. Что касается этого года, зафиксировано уже 114 несчастных случаев на предприятиях, из них более 10 – со смертельным исходом.


 

– Чаще всего люди гибнут на стройках и в аграрном секторе, – констатируют инспекторы по труду.
 

УБИВАЕТ ХАЛАТНОСТЬ?

– В этом году органы Следкома РФ по Ставропольскому краю возбудили 5 уголовных дел по несчастным случаям на производстве – по ст. 143 УК РФ, – отмечает Екатерина ДАНИЛОВА, старший помощник руководителя СУ Следственного комитета РФ по Ставропольскому краю. – К дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения привлекли восемь должностных лиц. В большинстве случаев причины травматизма и смертности на предприятиях – банальное отсутствие инструктажей и стажировок. К сожалению, нередко люди трудятся в опасных условиях. Один из типичных несчастных случаев – гибель в июле этого года монтажника в Невинномысске. Его прораб отправил на опасный участок, не предупредив о том, что там прямо из земли торчит силовой кабель. Несчастный от сильного удара током скончался на месте.
 
А в прошлом году, по информации Екатерины ДАНИЛОВОЙ, в Советском районе во время смены погиб пьяный наладчик. Его, невзирая на, мягко говоря, нерабочее состояние, отправили снимать колесо с тракторного прицепа. Произошло разъединение ободов, один из них ударил рабочему в грудь. Спасти мужчину не удалось. Доказать, что в несчастном случае виноват именно работодатель, удаётся не всегда. Да и выбить все положенные по законам выплаты при получении увечья тоже не так-то просто.
 
Несчастный случай расследуют не только правоохранительные органы, но и специальная межведомственная комиссия. Если она своим актом подтверждает, что человек получил увечье, будучи пьяным или при совершении преступления, никаких компенсаций ему не видать как своих ушей. Есть и такое понятие, как непроизводственная травма. Если комиссия придёт к выводу, что смерть хоть и произошла на рабочем месте, была самоубийством или ее вызвали естественные причины, родным погибшего не выплатят ни копейки.     
 
Если же из акта следует, что несчастный случай связан именно с трудовой деятельностью сотрудника, выплаты из государственного Фонда социального страхования могут оказаться значительными. С этого года специалисту, получившему увечье на рабочем месте, или семье, потерявшей кормильца, положено единовременное пособие – миллион рублей. Ещё одна выплата зависит от степени утраты трудоспособности, которую определяет медико-санитарная экспертиза. Это компенсация среднего заработка либо самому пострадавшему, либо наследникам погибшего работника – если у членов семьи нет других источников дохода. Есть ещё и компенсация дополнительных расходов, которая тоже определяется по специальной методике. Человеку могут полностью оплатить санаторно-курортное лечение и проезд к месту отдыха и оздоровления, а могут – только приобретение медикаментов или спецтранспорта для инвалидов.
 
Отдельная тема – компенсация морального вреда. Ее размер определяет суд.   
 

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Виктор НЕСТЕРЕНКО, врио руководителя Государственной инспекции труда в Ставропольском крае:

– Нередко сталкиваемся с тем, что человек, покалечившись на производстве, остаётся без средств к существованию. Мы не устаем повторять: настаивайте на трудовом договоре! Рассчитывать на выплаты можно только тогда, когда отношения работодателя с работником оформлены официально, то есть существует трудовой договор. Но нередко даже при наличии этого документа люди, пострадав на рабочем месте, не могут получить ничего. Многие, к сожалению, соглашаются на уговоры работодателей о регистрации травмы как полученной не на производстве, а якобы дома. Некоторые потом спохватываются и пишут письма президенту, требуя выплат. Но помочь в этом случае не может уже никто. А что касается спецоценки, новые требования таковы, что работодатели вынуждены будут внимательнее относиться к условиям труда своих подчинённых. Будем надеяться, что производственный травматизм в связи с этим будет снижаться.
 

ПОМОЖЕТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА?

Как переломить ситуацию с производственным травматизмом? Эксперты возлагают надежды на изменения в трудовом и административном законодательстве, ужесточающем с первого января 2015-го наказание работодателей за небезопасные условия труда.
 
По информации Гострудинспекции в Ставропольском крае, с этого года традиционную аттестацию рабочих мест заменили спецоценкой условий труда. Проводить ее нужно всем работодателям, за исключением физических лиц, и не реже одного раза в пять лет. Правда, пока не определены нормативы этой процедуры в госучреждениях. Технически процедура не сильно отличается от аттестации: специальная комиссия оценивает степень «вредности» условий труда и дает предписания работодателю. Штрафы для тех, кто попытается уклониться или помешать комиссии, сильно ужесточены. Работодателя могут наказать на 30-50 тыс. руб.
 
– Новое законодательство таково, что работодателю гораздо спокойнее и дешевле провести раз в пять лет спецоценку, которая обходится в среднем в 2-5 тыс. руб., и выполнить требования оценщиков, нежели затем раскошеливаться на штрафы, – поясняют специалисты Гострудинспекции в Ставропольском крае. – Ведь если, например, у предприятия – много рабочих мест с четвёртым классом «вредности» (самым высоким), значит, работодателю необходимо потратить немалые суммы на дополнительные выплаты, оплату отпусков сотрудников и т.д. Между тем взносы на эти цели в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд будут с каждым годом увеличиваться.
 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
 
Михаил СЕРКОВ, руководитель казачьего сельхозпредприятия в Кировском районе Ставрополья:

– К сожалению, люди часто получают увечья потому, что вынуждены работать на устаревшем оборудовании. На многих сельхозпредприятиях до сих пор используется ещё советская техника, ведь на покупку новой у многих аграриев денег нет. А еще многие калечатся и гибнут по причине собственной халатности или «пофигизма». Люди забывают о том, что на производстве мелочей нет.
 
У нас в хозяйстве тем, кто работает в поле, положено надевать закрытую обувь, ведь в открытых тапочках можно поскользнуться. Но многие тем не менее всё же надевают тапки или сланцы. Жарко, дескать, летом в кроссовках. Конечно, за такие нарушения работодатель имеет право подчинённых штрафовать. Но если мы будем низкооплачиваемых сотрудников ещё и рублём наказывать, кто же на селе останется? Поэтому ограничиваемся устными предупреждениями.
 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
 
Анна БУТОВА, замредседателя Федерации профсоюзов Ставропольского края:

– Реформирование законодательства в области охраны труда давно назрело. Некоторые нормативные акты, касающиеся гарантий и компенсаций работникам­«вредникам», были приняты 30­-40 лет назад и давно устарели. Условия труда людей, выполняющих одну и ту же работу на разных предприятиях, могут значительно отличаться. Новая методика введена для того, чтобы фактически оценивать наличие вредных или опасных факторов на рабочем месте, а не просто предоставлять гарантии в зависимости от наименования профессии.
 
Кроме того, изменения в законодательстве об охране труда «заточены» на то, чтобы стимулировать работодателей вкладывать деньги в улучшение условий труда. Будем надеяться, это поспособствует снижению уровня воздействия вредных производственных факторов, уменьшению риска профзаболеваний, а также снизит производственный травматизм. Правда, процедура спецоценки и применение её результатов вызывает много вопросов.
 
Приняты еще не все нормативные акты. Не сформирована правоприменительная практика по установлению компенсаций работникам по результатам спецоценки. Есть опасения, что при недобросовестном её проведении некоторые труженики, работающие во вредных условиях труда, потеряют свои льготы. Здесь большую роль играет комиссия, которая будет проводить спецоценку. В ее состав обязательно должны входить представители профсоюзной организации. Именно по результатам работы этой комиссии будут оцениваться условия труда и определяться гарантии для «вредников».
 
Елена Панкова
 


Источник: stav.aif.ru.


 
 
Все публикации
© 1997-2025 Клинский институт охраны и условий труда