СОУТ: контроль и санкции ужесточились
Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

СОУТ: контроль и санкции ужесточились

19.02.2015 9:51:00


Введение в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», повлекло принятие ряда иных нормативных правовых актов, а также внесение изменений в уже существующие документы.
 

 
 






 
Алена ЛЫСАК
Директор Департамента
дополнительного профессионального образования
Клинского института охраны и условий труда

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
 
С 1 января 2015 года вступила в силу ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ», устанавливающая ответственность за совершение отдельных видов правонарушений, которые ранее охватывались положениями ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда».
 
Перечень новых видов правонарушений в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП РФ, а также меры ответственности работодателей в зависимости от их организационно-правовой формы приведены в таблице 1.

 
Для сравнения следует отметить, что до вступления в силу статьи 5.27.1 КоАП РФ за совершение указанных в таблице правонарушений работодатель может «отделаться» санкциями по статье 5.27 КоАП РФ, которые являются значительно более мягкими:
 
 
Таким образом, ужесточение административной ответственности работодателя за совершение правонарушений, так или иначе связанных с проведением специальной оценки условий труда, налицо.


Таблица 1



 
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
 
В связи с принятием закона о специальной оценке условий труда внесены изменения и в Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ), вступившие в силу с 1 января 2014 года. Прежде всего, следует отметить существенное расширение диспозиции ст. 143 УК РФ. Ранее уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ наступала за нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда, иными словами за нарушение норм, установленных такими документами как ПТБ, РД, ПОТ РМ, инструкций по технике безопасности и охране труда.
 
В настоящее время диспозиция ст. 143 УК РФ звучит как нарушение требований охраны труда в целом, а значит, перечень норм и правил, которые могут быть нарушены и могут повлечь уголовную ответственность, существенно расширен. Примечание к ст. 143 УК РФ гласит, что под требованиями охраны труда понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.
 
Претерпели изменения и санкции за совершение преступлений в области охраны труда. Сравнительный анализ мер ответственности работодателей и иных лиц, на которых возложены обязанности по соблюдению требований охраны труда, в соответствии с редакциями УК РФ до 1 января 2014 года и после вступления в силу закона о спецоценке, приведены в таблице 2.


Таблица 2



 
ИНСПЕКТОР ТРУДА БУДЕТ ПРИХОДИТЬ ЧАЩЕ
 
В свете принятия ФЗ №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» необходимо отметить следующее.
 
С одной стороны, расширено количество составов административных правонарушений в области проведения специальной оценки условий труда. Соответственно, вероятно возникновение ситуации, связанной с увеличением не только количества проверок со стороны контролирующих органов, но и их объема. Например, если ранее контролирующими органами мог быть проверен лишь факт проведения или непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда, то в нынешних условиях предметом проверки может стать и факт выдачи или невыдачи средств индивидуальной защиты, и факт прохождения или непрохождения работниками обязательных медицинских осмотров, освидетельствований и так далее.
 
Соответственно, каждое из указанных нарушений влечет наложение отдельного административного взыскания, тогда как ранее являлось возможным привлечение работодателя к административной ответственности за все выявленные нарушения единовременно по ст. 5.27 КоАП РФ.
 
С другой стороны, четкая регламентация процедуры специальной оценки условий труда, внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части установления конкретных размеров компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда или, к примеру, введение запрета на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, как это часто практиковалось ранее, влечет повышение уровня правовой грамотности работников и, как следствие, вероятность увеличения количества обращений работников в контролирующие органы в случае нарушения их прав и законных интересов.
 
Таким образом, с большой долей вероятности можно говорить о грядущем увеличении количества выдаваемых контролирующими органами предписаний об устранении нарушений законодательства, обусловленных как проведением плановых проверок, так и проверок по обращениям работников.
 
 
ОБЪЕКТ КОНТРОЛЯ СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
 
Правлением Пенсионного фонда РФ (далее – ПФР) 4 марта 2014 года издано Распоряжение № 88р «Об организации работы ПФР, его территориальных органов по проверке расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам», которым утверждены:
 
 
Принятие указанного документа, несомненно, следует связывать с внесением изменений в ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования», касающихся установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР по результатам проведения специальной оценки условий труда. Размеры и условия начисления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР приведены в таблице 3.


                                       Таблица 3



 
С одной стороны, введение рассматриваемых дополнительных тарифов страховых взносов мотивирует работодателя как на проведение специальной оценки условий труда, так и на улучшение и оздоровление условий труда работников в целях снижения собственных затрат. С другой стороны – корректность начисленных и уплачиваемых работодателем страховых взносов в ПФР, в том числе по дополнительным тарифам, а также обоснованность установления права работника на льготное пенсионное обеспечение, является объектом контроля со стороны органов ПФР.
 
Аналогичная ситуация складывается и со страховыми взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ, точнее, на возможность предоставления скидок или надбавок на указанные страховые взносы. Соответствующие изменения, касающиеся основания для предоставления рассматриваемых скидок и надбавок по результатам проведения специальной оценки условий труда, уже внесены в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 августа 2012 года №39н «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Соответственно, обоснованность предоставления указанных скидок и надбавок является объектом повышенного внимания со стороны органов Фонда социального страхования РФ.

 
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ИНСПЕКТОРА

Статья 370 ТК РФ гласит, что для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов. Профсоюзные инспекторы труда наделены широким спектром полномочий в сфере охраны труда и имеют право:
 
 
В настоящее время в ТК РФ внесены изменения, касающиеся установления конкретных размеров гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Виды, размеры и основания предоставления указан-
ных гарантий и компенсаций приведены в таблице 4.


Таблица 4



 
Как следует из вышеизложенного, принятие закона о спецоценке повлекло четкую регламентацию критериев предоставления работникам гарантий и компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда в зависимости от класса условий труда, установленного по результатам проведения специальной оценки условий труда. На практике данное обстоятельство, несомненно, «ударит» по работникам таких отраслей, как горнодобывающая промышленность, металлургия, химическое производство, электроэнергетика и так далее.
 
К примеру, ранее отбивщик ртути, занятый на механической отбивке, имел право на предоставление 24 рабочих (или 28 календарных) дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и 24-часовой сокращенной продолжительности рабочего времени в случае установления на его рабочем месте вредного или опасного класса условий труда любой степени вредности (от 3.1 до 4), в соответствии с п. 292 «б» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22. В настоящее время в случае установления на рабочем месте отбивщика ртути, занятого на механической отбивке, класса условий труда 3.2, работник будет иметь право лишь на повышение оплаты труда в размере 4% и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней.
 
Таким образом, внесение изменений в ТК РФ в части установления конкретных размеров компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда несомненно ухудшает положение отдельных категорий работников по сравнению с теми компенсациями, которые им предоставлялись в соответствии с документами бывшего СССР. Данное обстоятельство может повлечь повышение активности профессиональных союзов в части инициирования проверок соблюдения работодателями норм трудового права.
 
Введение процедуры специальной оценки условий труда свидетельствует о существенном повышении уровня ответственности работодателя как перед государством и его властными структурами, так и перед работниками и их объединениями. При этом строящаяся система направлена не только на «запугивание» работодателя возможными санкциями за совершение правонарушений и преступлений в области охраны труда, но и на материальное стимулирование реализации мероприятий, направленных на улучшение и оздоровление условий труда работников.





 







Источник: «Энергонадзор», № 9 (61), 2014.






 
Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда