Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению контроля за выполнением работодателями обязательств по соглашениям.
Действующее нормативное регулирование в статье 51 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) возлагает контроль за выполнением соглашений на стороны социального партнерства и соответствующие органы по труду. В контексте статей 50 и 51 ТК РФ под понятие «орган по труду» подпадает, в том числе, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Упоминание в данной норме ТК РФ контроля условий соглашения также со стороны органов по труду носит скорее декларативный характер, так как не указывает на законодательно установленные инструменты такого контроля, кроме содержащихся в статье 50 ТК РФ полномочий по выявлению при уведомительной регистрации условий соглашения, ухудшающих положение работников.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в рамках государственного контроля (надзора) контрольно-надзорным органом осуществляется предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. При этом в рамках государственного контроля (надзора) осуществляется оценка обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах.
В соответствии со статьей 45 ТК РФ соглашения определяются как правовые акты, которые содержат взаимные обязательства сторон, и нормативными правовыми актами не являются, то есть обязательных требований, подлежащих оценке в рамках государственного контроля (надзора), не содержат. Таким образом, действующая на сегодняшний день правовая база содержит недостаточно четкие формулировки в части осуществления контроля за исполнением работодателем условий соглашений.
Отсутствие механизма осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением положений соглашения в условиях значимости круга вопросов, которые согласно трудовому законодательству могут быть урегулированы соглашением, требует усовершенствовать действующее правовое регулирование в данной сфере и внести в него соответствующие изменения.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить статью 51 ТК РФ положениями о том, что за соблюдением работодателем обязательств перед работниками по соглашению в части обязанностей работодателя, установленных частями I, III и IV ТК РФ, осуществляется также в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Корреспондирующая поправка предлагается в часть вторую статьи 353 ТК РФ.
Также конкретизируется часть вторая статьи 51 ТК РФ в отношении того, что порядок осуществления сторонами контроля устанавливается самими сторонами, и такой порядок может быть также предусмотрен соглашением, коллективным договором. При проведении данного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.