Трудовой кодекс: планируется создание Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве
24.08.2023 19:09:00
В комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассматривается проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым предлагается включить в кодекс новую статью 230.2, предусматривающую осуществление единого государственного учета несчастных случаев на производстве посредством размещения информации об указанных несчастных случаях в Единой государственной информационной системе учета несчастных случаев на производстве...
В комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассматривается проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым предлагается включить в кодекс новую статью 230.2, предусматривающую осуществление единого государственного учета несчастных случаев на производстве посредством размещения информации об указанных несчастных случаях в Единой государственной информационной системе учета несчастных случаев на производстве (далее – ЕГИС учета несчастных случаев на производстве).
Авторы законопроекта предлагают ввести единый государственный учет несчастных случаев на производстве на базе создаваемой в структуре Федеральной службы по труду и занятости Российской Федерации (Роструда) ЕГИС учета несчастных случаев на производстве.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая государственная система учета и расследования несчастных случаев на производстве. Трудовой кодекс Российской Федерации (в том числе с учетом внесенных в него изменений Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 311-Ф3) не регулирует вопрос о том, какой федеральный орган исполнительной власти должен вести единый учет несчастных случаев с работниками, погибшими и пострадавшими в период исполнения ими трудовых обязанностей.
Авторы законопроекта отметили, что действующим законодательством установлен порядок, в соответствии с которым учет несчастных случаев на производстве в Российской Федерации осуществляется следующими федеральными органами исполнительной власти и организациями:
-
Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) – по отдельным отраслям экономики;
-
Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) – только по смертельным и тяжелым несчастным случаям;
-
Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации – по страховым несчастным случаям;
-
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) – по несчастным случаям на опасных производственных объектах;
-
отраслевыми профсоюзами – по отдельным направлениям деятельности.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд) и Роструд, реализуя функции государственной политики и нормативное регулирование в сфере охраны труда и социальной защиты, самостоятельный учет всех несчастных случаев на производстве, произошедших в стране, на данный момент не осуществляют.
Все это создает предпосылки к тому, что на муниципальном, региональном и федеральном уровнях отсутствует точная и объективная информация о погибших и (или) пострадавших гражданах при несчастных случаях.
Авторы закона отметили, что в стране отсутствует единый учет несчастных случаев, произошедших с самозанятыми работниками, индивидуальными предпринимателями, иностранными гражданами, лицами, работающими на основании договоров гражданско-правового характера, а также с военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, на деятельность которых не распространяются в полном объеме требования трудового законодательства Российской Федерации.
Также обращалось внимание на несогласованность позиций ведомств по отдельным вопросам учета несчастных случаев в различных отраслях экономики и сферах деятельности. Кроме того, отдельными законодательными актами установлено, что порядок расследования и учета несчастных случаев определяется исключительно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в той или иной отрасли, сфере деятельности.
Похожая правоприменительная практика сложилась по отношению к спортсменам, не состоящим в трудовых отношениях с физкультурно-спортивными организациями.
Производственную травму сотрудник может получить не только в офисе либо на производственной территории организации, но и в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) при следовании к месту выполнения работы или с работы на автомашине работодателя либо на личном транспорте, если последний используется в служебных целях по распоряжению работодателя или на основании трудового договора. Такие ДТП одновременно являются несчастными случаями на производстве. Это прежде всего касается водителей, экспедиторов, сопровождающих грузы на автотранспорте, и других категорий работников.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 года №/1502 были утверждены Правила учета дорожно-транспортных происшествий. МВД России по согласованию с Минздравом России и другими структурами ведет учет количества ДТП, погибших и пострадавших в них людей.
Приказом МЧС России от 21 ноября 2008 года № 714 утвержден Порядок учета пожаров и их последствий. Документом установлены конкретные показатели по учету количества пожаров, категорий погибших и пострадавших при этом людей.
Часть людей, погибших и пострадавших в результате возгорания, находились при исполнении трудовых обязанностей, поэтому они могут одновременно считаться погибшими или пострадавшими в результате несчастного случая на производстве. Однако федеральные законы, а также нормативные правовые акты, регламентирующие порядок учета пожаров и их последствий, принятые МЧС России, не содержат норм о согласовании действий по учету погибших и пострадавших работников во время пожара на объектах и производствах с Минтрудом России или с Рострудом.
Указанные выше законодательные и нормативные правовые акты, а также ряд других документов определяют механизм и порядок учета показателей, характеризующих деятельность соответствующего федерального органа исполнительной власти в определенной сфере деятельности. Учет погибших и пострадавших в результате несчастных случаев на рабочем месте ведется отраслевыми министерствами по согласованию с Минздравом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в том числе с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Авторы пояснительной записки к законопроекту обратили внимание на то, что при отсутствии единой системы учета несчастных случаев на производстве сложно прогнозировать и планировать развитие экономической сферы деятельности без доступа к объективной информации и статистике о количестве погибших и лиц, пострадавших в результате несчастных случаев, а также о профессиональных заболеваниях, полученных в процессе трудовой деятельности.
Предлагается создать ЕГИС учета несчастных случаев на производстве. Предполагается, что при помощи системы будет осуществляться учет документов и материалов о расследовании несчастных случаев на производстве, поступающих в территориальные государственные инспекции труда от организаций, индивидуальных предпринимателей, самозанятых граждан, независимо от их вхождения в отдельные отрасли и организации, в отношении которых учет несчастных случаев на производстве проводится в соответствии с положениями отдельных законодательных актов без участия государственных инспекторов Роструда.
Копии актов расследования несчастных случаев на производстве и приложенные к ним материалы, поступившие в базу данных ЕГИС учета несчастных случаев на производстве, должны будут храниться не менее 45 лет (если не установлены иные сроки хранения). Данная информация может использоваться для выдачи заверенных копий указанных актов расследований и материалов по заявлениям пострадавших граждан и родственников погибших работников в следующих случаях:
-
для проведения повторных расследований несчастных случаев;
-
для обращения в суды по вопросам получения компенсаций при потере здоровья, компенсаций материального и морального ущерба;
-
для оформления инвалидности в связи с ухудшением состояния здоровья вследствие несчастного случая;
-
для решения других социальных и страховых вопросов.
Обращения граждан, организаций, государственных органов могут быть вызваны и тем обстоятельством, что по прошествии нескольких лет часть предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей, которые обязаны хранить данные акты и материалы расследования несчастных случаев на производстве не менее 45 лет, могут быть ликвидированы.
По мнению авторов законопроекта, создание автоматизированной системы учета несчастных случаев позволит надежно и на долгие годы сохранить важные для пострадавших граждан и членов семей погибших копии актов проверок, материалов расследований для реализации ими своих прав на социальную защиту, на компенсации по страховым вопросам, на пенсионное обеспечение по инвалидности и компенсации в связи с потерей трудоспособности, а также права на обслуживание в системе медицинского страхования.
Предполагается, что ЕГИС учета несчастных случаев на производстве будет содержать следующую информацию:
-
сведения об организации (работодателе), на территории которой произошел несчастный случай или сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
-
сведения о членах комиссии по расследованию несчастного случая;
-
копии актов о несчастном случае на производстве;
-
копии актов о расследовании;
-
копии материалов расследования;
-
копии СНИЛС каждого пострадавшего вследствие несчастного случая;
-
тексты сообщений работодателя о последствиях несчастного случая и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.
Авторы законопроекта в пояснительной записке к документу отметили, что принятие Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, региональных и муниципальных бюджетов. Однако эксперты Правительства Российской Федерации с таким мнением не согласились. По их мнению, реализация предлагаемых законопроектом положений потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. В нарушение требований статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроектом не определены источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств.
В правительственном заключении говорится о том, что предлагаемые изменения выходят за рамки правового регулирования Трудового кодекса Российской Федерации. Его нормами не могут быть урегулированы отношения по расследованию и учету несчастных случаев, произошедших с гражданами, на деятельность которых трудовое законодательство не распространяется. Также в заключении отмечено, что в настоящее время уже функционируют Автоматизированная система управления контрольной (надзорной) деятельностью и Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ), функции которых носят сходный характер с функциями предусматриваемой законопроектом информационной системы.
Следовательно, законопроект требует доработки с учетом ранее сформулированных комментариев и повторного рассмотрения.
Текст: Игорь Волошин.
Все публикации