Новый профстандарт для службы охраны труда — новые горизонты и новые сложности
Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Новый профстандарт для службы охраны труда — новые горизонты и новые сложности

09.12.2021 21:06:00
Каким образом позиция специалиста по охране труда трансформируется в позицию заместителя генерального директора по охране труда? Микротравмы на рабочем месте: что меняется для работодателя и для работника? Как руководитель может подтвердить свою компетенцию в системе управления профессиональными рисками?





Новый профстандарт для службы охраны труда —
новые горизонты и новые сложности
 


 
Каким образом позиция специалиста по охране труда трансформируется в позицию заместителя генерального директора по охране труда? Микротравмы на рабочем месте: что меняется для работодателя и для работника? Как руководитель может подтвердить свою компетенцию в системе управления профессиональными рисками?
 



Автор материала:

Виктор Смольский,
менеджер по охране труда,
Департамент по управлению рисками и контролю 
за соблюдением правовых норм группы компаний ИНГКА в России





Минтруд России приказом от 22 апреля 2021 года №274н утвердил новый профессиональный стандарт 40.054 «Специалист в области охраны труда». Документ вступил в силу с 1 сентября 2021 года и будет действовать до 1 сентября 2027 года. Что же в нем поменялось значительно? На какие нюансы нужно обратить особое внимание?
 
Прежде всего, стоит отметить, что охрана труда начинает трансформироваться во что-то более понятное, что носит название «управление профессиональными рисками». Если раньше основным направлением деятельности службы охраны труда оставалось оперативное реагирование на несчастный случай, расследование его причин и внедрение необходимых изменений в работе, чтобы этот несчастный случай не повторился, то сейчас у нас меняется сам вектор, и появляются активности, которые нацелены на то, чтобы несчастный случай в принципе не произошел. Это связано с государственной политикой и с тем, что концепт принят на государственном уровне. Наши власти определили в качестве перспективы движение именно в эту сторону, чтобы обеспечить максимальное количество здоровых граждан, и, соответственно, начинают прикладывать усилия для того, чтобы уровень производственного травматизма продолжал неуклонно снижаться и дальше.
 
Если мы посмотрим на новый профессиональный стандарт, то сразу же отметим различия с предыдущей его версией по должностям. Если раньше у нас был «специалист по охране труда», то теперь появились две дополнительные роли: «младший специалист по охране труда» и «главный или ведущий специалист по охране труда». Эти должности отличаются, прежде всего, разными уровнями квалификационной подготовки, и, как следствие, от них можно ожидать разного качества работы. Также в профессиональном стандарте у нас сохранилась роль, рекомендованное название которой «руководитель службы, отдела или управления охраны труда». Для специалистов по охране труда — это шестой уровень профессиональной подготовки, а для руководителя — это уже уровень семь.






















 
Рекомендованные названия должностей:

«Руководитель службы охраны труда»;
«Начальник отдела охраны труда»;
«Начальник управления охраны труда».



Соответственно, если функционал управления остается примерно тем же, то вектор здесь меняется (рисунок).




 

Рис. Роли внутри службы охраны труда.
 



В профстандарте прописано, что уровень квалификации у этой должности — это уже уровень 7, такой же, как у руководителя отдела по охране труда. Соответственно, этот человек уже сможет заниматься исключительно вещами, которые были так необходимы раньше, но висели в воздухе.
 
 


 
«АПГРЕЙД» ДОЛЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА



 
Позиция специалиста по охране труда может трансформироваться в позицию заместителя генерального директора по охране труда.
 
Появилась и новая должность — «Заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками» или «Руководитель направления подразделения по управлению профессиональными рисками организации» с уровнем квалификации 8. Такой уровень квалификации — это уже уровень генерального директора организации. Так в чем важность этой роли? В том, что наконец-то службу охраны труда с непонятного местоположения в компании переведут на уровень подчинения непосредственно генеральному директору.
 
В чем возникают сложности у руководителей и подчиненных в службе охраны труда? В том, что они находятся через две ступени от генерального директора, и их непосредственные руководители имеют большой круг задач, в том числе — и охрана труда, но они не обладают надлежащим уровнем квалификации для того, чтобы понимать суть требований охраны труда, ее важность, и как это все может отражаться на бизнес-процессах.
 
Поэтому, когда мы говорим о системе управления охраной труда в организации, происходит разрыв между генеральным директором, на которого возлагается огромное количество обязанностей, а точнее — все обязанности по охране труда в организации, возлагаемые на работодателя, в том случае, если он эти обязанности не распределит. Соответственно, руководитель отдела по охране труда, как правило, не имеет необходимого регулярного надлежащего контакта с генеральным директором, и по этой причине не может эффективно содействовать генеральному директору в создании и построении СУОТ, распределении обязанностей и надлежащего уровня вовлеченности генерального директора. Бывают иногда редкие случаи, когда генеральный директор понимает важность охраны труда в организации, и уделяет этому надлежащее внимание, несмотря на то, где расположена служба охраны труда. Но, как правило, в тех организациях, где генеральный директор это понимает, служба охраны труда подчиняется непосредственно ему.
 
Показатель того, насколько генеральный директор сознает всю важность охраны труда, а также ту ответственность, которая на него возлагается, определяется как раз тем, кому подчиняется руководитель службы охраны труда. Сейчас есть возможность передать эти обязанности заместителю, что в большинстве случаев и делается, но теперь требования к заместителю уже четко и конкретно прописаны.
 
Таким образом, заместитель генерального директора уже должен обладать надлежащим уровнем квалификации, чтобы выполнять те задачи, которые ранее возлагались на руководителя службы охраны труда.
 
Если говорить английскими терминами, у нас произошел «апгрейд» должности, и позиция специалиста по охране труда в организациях, в которых служба охраны труда представлена в виде единственного специалиста по охране труда, постепенно трансформируется в позицию заместителя генерального директора по охране труда.
 

 
Что же поменяется в работе человека, который вчера был руководителем службы охраны труда, а теперь будет новым заместителем генерального директора? Как изменится его функционал, и поменяется ли его статус в реальных делах в связи со вступлением в силу нового профстандарта?
 

Если раньше весь его функционал был как-то скомкан, а именно — в предыдущем документе было указано, что руководитель службы охраны труда отвечает за разработку и внедрение СУОТ, то сейчас в новом профессиональном стандарте этого нет. Кроме того, этого нет даже в стандарте для заместителя генерального директора. То есть задача создания и внедрения СУОТ возлагается на работодателя, потому что по факту самая большая сложность во внедрении СУОТ заключается в том, что она должна быть интегрирована в систему менеджмента, а специалист по охране труда не может ничего в системе менеджмента поменять, поскольку у него недостаточно полномочий.
 
 


 
В НЕКОТОРЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ВОЗЛАГАЮТСЯ НА «ТЕХНИЧКУ»


 
И как «техничка», человек без надлежащего уровня подготовки, может, во-первых, разработать СУОТ для целой организации, во-вторых, внедрить ее в систему менеджмента организации, а в-третьих, убедить руководство и менеджмент организации выполнять задачи, которые предписаны законодательством всем работникам организации. С моей точки зрения, вышеописанные пункты порой не просто понять и внедрить даже с уровнем подготовки, необходимым генеральному директору или его ближайшим заместителям.
 
Помимо этого, если генеральный директор надеется, что, возложив обязанности на «техничку», он избежит ответственности, то это его глубочайшее заблуждение. Безусловно, в случае чего «техничка» будет вынуждена общаться с «компетентными органами», но если она не обладает необходимой квалификацией и полномочиями, «компетентные органы» придут к генеральному директору и спросят с него по «полной программе»…
 
Для меня подобная ситуация выглядит следующим образом: ребенок спрятал голову под подушку и думает, что его никто не найдет, раз он ничего не видит…
 
Поэтому в некоторых компаниях возникала ситуация, когда СУОТ не могла и не может быть внедрена по причине того, что это очень непонятная для многих предпринимателей задача была возложена на человека, не имеющего необходимых знаний и полномочий для этого.
 
Очень часто говорят об обязанностях, но при этом забывают, что каждой обязанности должно корреспондироваться право, позволяющее эту обязанность реализовать.
 
Объединение прав и обязанностей лучше называть «полномочия».
 
Таким образом, если генеральный директор делегирует полномочия создания СУОТ и интегрирования ее в систему менеджмента кому-либо, то, по сути, он отдает штурвал управления всей организацией этому человеку.
 
Скажу другими словами то, что сказано выше: согласно Трудовому кодексу Российской Федерации у работодателя есть обязанности по охране труда. Работодатель в большинстве организаций — это лицо, действующее от имени организации без доверенности, то есть генеральный директор. Если генеральный директор надлежащим образом делегировал полномочия для выполнения обязанностей работодателя в области охраны труда, то он может вздохнуть спокойно и сконцентрировать свое внимание на иных аспектах бизнеса. В противном случае он глубоко заблуждается, что защищен на случай проверки ГИТ или несчастного случая, произошедшего с работником его компании.
 
Кроме того, даже если у человека есть полномочия, то у него должна быть возможность эти полномочия реализовать. Для меня это самое большое и самое значительное изменение в новом профессиональном стандарте. Таким образом, с настоящего момента времени руководителям организаций уже будет не так просто переложить ответственность на руководителей отделов или службы по охране труда за создание и внедрение СУОТ.
 




 

















 
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ИЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ?


 
Профессиональный стандарт носит рекомендательный характер только для структур, в которых отсутствует государственный капитал. То есть, если в организации присутствуют государственные деньги, то применение профессионального стандарта для нее является обязательным.
 
Второй случай, когда профстандарт становится для организации обязательным, это когда организация принимает своим внутренним решением обязательность применения этого профстандарта, и прописывает его в перечне нормативных правовых актов, которые используются в организации, для осуществления своей деятельности. Но что здесь следует отметить: в профессиональном стандарте прописаны трудовые функции и требования, которые обязательны для исполнения вне зависимости от того, к какой форме собственности относится организация.
 
Когда раздел X ТК РФ вступит в силу, с 1 марта 2022 года все эти обязанности станут обязательными.
 
Процессы в охране труда достаточно объемные и трудоемкие, поэтому если у вас 28 февраля ничего не было, то 1 марта вы уже и не сможете ничего сделать, потому что существует огромный вал процессов, которые необходимо разработать и внедрить. И если мы будем откладывать все на последний день, то просто не успеем подготовиться. Соответственно, уже сегодня надо очень активно работать над тем, чтобы иметь возможность выполнять требования к работодателю, прописанные в разделе X измененного ТК РФ.
 
 
 



 
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
 


Данный материал был опубликован на сайте журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».






 



 


 
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 



 
Оперативная и актуальная информация на электронную почту



 






 




Все публикации
© 1997-2024 Клинский институт охраны и условий труда