Наши рабочие места - вся Россия!
8(800)333-00-77
бесплатно по всей России

Инфоцентр

Подписка

Ваш e-mail*

Обеспечение безопасности персонала при погрузочно-разгрузочных работах

28.07.2020 16:48:00
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 сентября 2014 г. № 642н были утверждены Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (далее ― Правила № 642н). Правила № 642н  устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 17 сентября 2014 г. № 642н были утверждены Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (далее ― Правила № 642н), которые устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов.

 
 


На основе Правил работодателем разрабатываются инструкции по охране труда, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).





Источник фото: pixabay.com.
 


 
В соответствии с Правилами № 642н, к выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов допускаются работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие обязательный предварительный медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
 
 



К выполнению погрузочно-разгрузочных работ и размещению грузов с применением грузоподъемных машин допускаются работники, имеющие удостоверение на право производства работ.
 
 

Работодатели и их объединения вправе устанавливать требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении грузов, улучшающие условия труда работников.
 
 


ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ПОГРУЗКЕ И
РАЗГРУЗКЕ ГРУЗОВ


 
В соответствии с нормами Правил № 642н, производство погрузочно-разгрузочных работ допускается при соблюдении предельно допустимых норм разового подъема тяжестей: мужчинами ― не более 50 кг; женщинами ― не более 15 кг.
 




Источник фото: pixabay.com.




Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 до 500 кг производится с применением грузоподъемного оборудования (талей, блоков, лебедок), а также с применением покатов. Ручная погрузка и разгрузка таких грузов разрешается только на временных площадках под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, и при условии, что нагрузка на одного работника не превышает 50 кг.


 


Погрузка и разгрузка грузов массой более 500 кг производится только с помощью грузоподъемных машин.


 
При производстве погрузочно-разгрузочных работ несколькими работниками необходимо каждому из них следить за тем, чтобы не причинить друг другу травмы инструментами или грузами. При переноске грузов сзади идущий работник соблюдает расстояние не менее 3 м от впереди идущего работника.





Источник фото: pixabay.com.



 
Строповка грузов производится в соответствии со утвержденными схемами строповки. Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов выдаются на руки работникам или вывешиваются в местах производства работ. Погрузка и разгрузка грузов, на которые не разработаны схемы строповки, производятся под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ. При этом применяются съемные грузозахватные приспособления, тара и другие вспомогательные средства, указанные в документации на транспортировку грузов.
 




Источник фото: pixabay.com.



 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при строповке грузов необходимо руководствоваться следующим: 
 
― масса и центр тяжести изделий заводской продукции указываются в технической документации завода-изготовителя;
― масса станков, машин, механизмов и другого оборудования указывается на заводской табличке, прикрепленной к станине или раме станка или машины;
― масса, центр тяжести и места строповки упакованного груза указываются на обшивке груза;
― строповка крупногабаритных грузов производится за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные на грузе места в зависимости от положения его центра тяжести.





Источник фото: pixabay.com.



 
После строповки груза для проверки ее надежности груз поднимается на высоту не более 1 м от уровня пола (площадки), а работник, застропивший груз, отходит в безопасное место, определенное планом производства работ или технологической картой.
 




Перемещать груз, подвешенный на крюк крана, над рабочими местами при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, применяются подкладки и прокладки, предотвращающие повреждение грузозахватных устройств.


 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при погрузке и разгрузке грузов с применением конвейера необходимо соблюдать следующие требования:
 
― укладка грузов обеспечивает равномерную загрузку рабочего органа конвейера и устойчивое положение груза;
― подача и снятие груза с рабочего органа конвейера производится при помощи специальных подающих и приемных устройств.





Источник фото: pixabay.com.



 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при погрузке и разгрузке сыпучих грузов необходимо соблюдать следующие требования:

― погрузка и разгрузка сыпучих грузов производятся механизированным способом, исключающим, по возможности, загрязнение воздуха рабочей зоны.
― при погрузке сыпучих грузов из штабеля не допускается производство работ подкопом с образованием козырька с угрозой его обрушения;
― при разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки открываются специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии от разгружаемого груза;
― при разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на путях, расположенных на высоте более 2,5 м (на эстакадах), открытие люков производится со специальных мостков;
― при разгрузке бункеров, башен и других емкостей с сыпучими материалами в верхней части емкостей предусматриваются специальные устройства (решетки, люки, ограждения), исключающие возможность падения работников в емкости.


 


При невозможности исключения загрязнения воздуха рабочей зоны работники обеспечиваются средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа.
 

 
Перед открытием дверей крытых вагонов необходимо внешним осмотром убедиться в исправности их закрепления. Неисправные двери открываются под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ, в присутствии осмотрщика вагонов.




Источник фото: pixabay.com.






При открытии дверей крытых вагонов запрещается находиться напротив дверей.


 
При открытии двери вагона работники находятся сбоку и открывают дверь на себя, держась за ее поручни. При закрытии двери крытого вагона работники также находятся сбоку и двигают дверь за поручни от себя. Открывать двери крытых вагонов на эстакадах, не имеющих ходовых настилов, запрещается. При открытии борта железнодорожной платформы работники находятся со стороны торцов борта во избежание удара падающим бортом. Открытие и закрытие неисправных бортов железнодорожной платформы производятся под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ. При закрытии бортов железнодорожной платформы вся увязочная проволока снимается.
 




Открывать люки, находясь под вагоном, запрещается.


 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при разгрузке сыпучих грузов с автомобилей-самосвалов, установленных на насыпях, а также при засыпке котлованов и траншей грунтом автомобили-самосвалы устанавливаются на расстоянии не менее 1 м от бровки естественного откоса. Очистка поднятого кузова автомобиля-самосвала от остатков груза производится специальными скребками или лопатами с удлиненными ручками работниками, находящимися на разгрузочной площадке.
 
Очищать кузов от остатков груза, находясь в кузове или на колесе автомобиля-самосвала, наносить удары по кузову, а также встряхивать кузов гидросистемой подъемника кузова для удаления остатков груза запрещается. При установке автомобиля для погрузки или разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и задним бортом кузова автомобиля составляет не менее 0,8 м. Погрузка груза в кузов транспортного средства производится по направлению от кабины к заднему борту, разгрузка ― в обратном порядке.
 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при погрузке груза в кузов транспортного средства необходимо соблюдать следующие требования:
 
― при погрузке навалом груз располагается равномерно по всей площади пола кузова и не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными);
― штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова транспортного средства, увязываются такелажем (канатами и другими обвязочными материалами в соответствии с технической документацией завода-изготовителя);
― работники, увязывающие грузы, должны находиться на погрузочно-разгрузочной площадке;
― ящичные, бочковые и другие штучные грузы укладываются плотно и без промежутков так, чтобы при движении транспортного средства они не могли перемещаться по полу кузова;
― промежутки между грузами заполняются прокладками и распорками;
― при погрузке грузов в бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью;  
― стеклянная тара с жидкостями в обрешетках устанавливается стоя;
― запрещается устанавливать груз в стеклянной таре в обрешетках друг на друга (в два яруса) без прокладок, предохраняющих нижний ряд от разрушения во время транспортировки;
― каждый груз в отдельности должен быть хорошо укреплен в кузове транспортного средства, чтобы во время движения он не мог переместиться или опрокинуться.


 


Бочки с жидким грузом устанавливаются пробками вверх. Каждый ряд бочек устанавливается на прокладках из досок и все крайние ряды подклиниваются клиньями. Применение вместо клиньев других предметов не допускается.


 
Безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении груза в таре обеспечивается содержанием тары в исправном состоянии и правильным ее использованием. На таре, за исключением специальной технологической, указываются ее номер, назначение, собственная масса, максимальная масса груза, для транспортировки и перемещения которого она предназначена.


 


Емкость тары должна исключать возможность перегрузки грузоподъемной машины.
При производстве погрузочно-разгрузочных работ и размещении груза запрещается применять тару, имеющую дефекты, обнаруженные при внешнем осмотре.


 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при погрузке, разгрузке и размещении груза в таре необходимо соблюдать следующие требования:
 
― тара загружается не более номинальной массы брутто;
― способы погрузки или разгрузки исключают появление остаточных деформаций тары; ― груз, уложенный в тару, находится ниже уровня ее бортов;
― открывающиеся стенки тары, уложенной в штабель, находятся в закрытом положении; 
― перемещение тары волоком и кантованием не допускается.
 




Источник фото: pixabay.com.




При погрузке длинномерных грузов на прицепы-роспуски необходимо оставлять зазор между задней стенкой кабины транспортного средства и грузом с таким расчетом, чтобы прицеп-роспуск мог свободно поворачиваться по отношению к транспортному средству на 90° в каждую сторону. При погрузке и разгрузке длинномерных грузов, вес которых с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства (далее ― длинномерные тяжеловесные грузы), применяют страховку груза канатами с соблюдением мер безопасности:
― при накатывании тяжеловесного длинномерного груза запрещается находиться с противоположной стороны его движения;
― при укладке тяжеловесного длинномерного груза в кузове транспортного средства нельзя находиться на торцовой стороне длинномера со стороны кабины транспортного средства.
 
В соответствии с нормами Правил № 642н, запрещается:
 
― находиться в приемном устройстве и в кузове подвижного состава во время работы разгрузочных машин всех типов;
― находиться в зоне работы маневровых устройств при передвижении железнодорожных вагонов на погрузочно-разгрузочной площадке.
 
Для зачистки вагонов от остатков неразгруженных материалов применяются устройства вибрационного типа, динамического воздействия на груз струей сжатого воздуха, газа или воды, а также зачистка щетками, скребками. При разгрузке вагонов со смерзшимся грузом с применением кирок, клиньев и отбойных молотков работники в вагоне располагаются так, чтобы исключалась опасность травмирования работающего рядом, опасность травмирования работников от обрушения висящих смерзшихся глыб и разлетающихся при этом кусков груза. Запрещается производить разгрузку вагонов со смерзшимся грузом киркованием груза вдоль борта вагона. Киркование производится равномерно по всей ширине вагона.
 
Открывать верхний люк вагона-цементовоза с пневморазгрузкой и автоцементовозов всех типов разрешается только после проверки отсутствия давления в емкости. Ставить цистерну с порошкообразными материалами на опорные стойки разрешается на ровной поверхности с твердым грунтом или с применением специальных прокладок. Перед заполнением цистерны нефтепродуктами необходимо осмотреть цистерну, проверить ее укомплектованность необходимым оборудованием, исправность задвижек, дыхательного клапана, герметичность крышек горловины цистерны, наличие остатка нефтепродукта. Цистерны и транспортная тара, поданные для заполнения, использовать для однородных нефтепродуктов.
 




Забирать бензин, дизельное топливо, масла следует в первую очередь из резервуаров, которые заполнены меньше, а также из резервуаров с меньшим сроком хранения топлива.


 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при погрузке и разгрузке нефтепродуктов необходимо соблюдать следующие требования:
 
― налив нефтепродуктов в транспортные средства и слив из них производится с помощью насосов или самотеком за счет разности уровней жидкости в резервуаре и транспортном средстве;
― при заполнении емкости нефтепродуктами оставляется незаполненным от 2% до 5% объема емкости для демпфирования объемных температурных расширений нефтепродукта;
― запрещается заполнять цистерны, резервуары и другие емкости свободно падающей струей.
― для снятия статического электричества резервуары и цистерны, все металлические части эстакад, наливных телескопических труб, рукава и наконечники во время слива и налива нефтепродуктов заземляются;
― осторожно, без ударов открываются крышки горловин цистерн и резервуаров и вводится наконечник наливного или заборного патрубков.
 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при погрузке и разгрузке железобетонных конструкций необходимо соблюдать следующие требования:
 
― при погрузке железобетонной конструкции ее положение на транспортном средстве соответствует или близко к ее рабочему положению в строящемся сооружении, за исключением колонн, свай и других длинномерных изделий, которые на грузовой площадке транспортного средства располагаются в горизонтальном положении;
― при погрузке на транспортное средство железобетонных конструкций их укладка производится на две поперечные деревянные подкладки из досок сечением не менее 40 x 100 мм;
― при многоярусной погрузке железобетонных конструкций подкладки и прокладки располагаются строго по одной вертикали всего штабеля;
― подкладки и прокладки изготавливаются шириной не менее 25 мм и толщиной больше высоты захватных петель и других выступающих частей транспортируемых изделий;
― крепление железобетонных конструкций на грузовой платформе транспортного средства исключает их продольное и поперечное смещение, а также их взаимное столкновение или перемещение в процессе транспортировки;
― погрузка сборных железобетонных конструкций на транспортное средство производится на подкладки, равные толщине пола транспортного средства и обеспечивающие возможность расстроповки и застроповки груза.
 
 
 

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ
И ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ


 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при транспортировке и перемещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:
 
― грузы на транспортных средствах устанавливаются (укладываются) и закрепляются так, чтобы во время транспортировки не происходило их смещение и падение;
― при транспортировке груз размещается и закрепляется на транспортном средстве так, чтобы он не подвергал опасности водителя транспортного средства и окружающих, не ограничивал водителю обзор, не нарушал устойчивость транспортного средства, не закрывал световые и сигнальные приборы, номерные знаки и регистрационные номера транспортного средства, не препятствовал восприятию сигналов, подаваемых рукой;
― груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м или сбоку более чем на 0,4 м от внешнего края габаритного огня, обозначается опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди ― фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади ― фонарем или световозвращателем красного цвета;
― при транспортировке тарно-штучных грузов применяется пакетирование с применением поддонов, контейнеров и других пакетирующих средств. В пакетах грузы скрепляются между собой;
― груз на поддоне не должен выступать на расстояние более 20 мм с каждой стороны поддона; для ящиков длиной более 500 мм это расстояние допускается увеличивать до 70 мм;
― при транспортировке длинномерных грузов длиной более 6 м они надежно крепятся к прицепу транспортного средства;
― при одновременной транспортировке длинномерных грузов различной длины более короткие грузы располагаются сверху.
― для того, чтобы во время торможения или движения транспортного средства под уклон груз не надвигался на кабину транспортного средства, груз располагается на транспортном средстве выше, чем на прицепе-роспуске на величину, равную деформации (осадке) рессор транспортного средства от груза;
― крупноразмерные конструкции из легких бетонов, не рассчитанные для работы на изгиб, а также изделия толщиной менее 20 см для транспортировки устанавливаются в вертикальное положение;
― при транспортировке стеновых железобетонных панелей в вертикальном положении панели укладываются всей опорной плоскостью на платформу транспортного средства или опираются на подкладки, расположенные на расстоянии не более 0,5 м друг от друга;
― при наклонном транспортном положении стеновые панели опираются нижней и боковой поверхностью на подкладки, расположенные друг от друга на расстоянии не более 0,5 м;
― при горизонтальном транспортном положении панели перекрытий опираются по местам установки закладных деталей;
― панели, транспортируемые вертикально, крепятся с двух сторон, а при наклонном положении ― с одной стороны, выше положения центра тяжести панели;
― при одновременной транспортировке нескольких панелей между ними устанавливаются разделительные прокладки, предотвращающие соприкосновение панелей и возможное их повреждение от соударения или трения в процессе транспортировки:
― железобетонные фермы для транспортировки устанавливаются на транспортное средство в вертикальное положение с опиранием по концам в местах установки закладных деталей или в узлах нижнего пояса, имеющих в этих местах более развитую арматурную сетку;
― железобетонные плиты покрытий, перекрытий транспортируются в горизонтальном положении с опиранием в местах расположения закладных деталей. При транспортировке плиты могут укладываться стопой на подкладках толщиной, превышающей на 20 мм высоту монтажных петель;
― мелкоштучные стеновые материалы (кирпич, стеновые керамические камни, бетонные и мелкие шлакобетонные блоки, камни из известняков) транспортируются с применением пакетного способа на поддонах или инвентарных приспособлениях с использованием подъемно-транспортных средств общего назначения.





Источник фото: pixabay.com.



 
Размещение пакетов мелкоштучных стеновых материалов на транспортном средстве зависит от габаритов транспортного пакета и способа производства погрузочно-разгрузочных работ:

― в кузовах автомобилей, полуприцепов и прицепов грузоподъемностью 5 т при применении на погрузке-разгрузке подхватов целесообразна одноленточная или Т-образная установка пакетов;
― в большегрузных автопоездах ― установка пакетов поперек кузова отдельными штабелями.
 




Запрещается располагать длинномерный груз в кузове по диагонали, оставляя выступающие за боковые габариты транспортного средства концы, а также загораживать грузом двери кабины транспортного средства.
 
 

Движение транспортных средств и погрузочных машин по площадкам буртового хранения организуется по утвержденным схемам без встречных потоков. Перевозка работников в кузове транспортного средства запрещается. Если необходима перевозка работников, то они располагаются в кабине транспортного средства.
 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при ручном перемещении грузов необходимо соблюдать следующие требования:
 
― запрещается ходить по уложенным грузам, обгонять впереди идущих работников (особенно в узких и тесных местах), переходить дорогу перед движущимся транспортом;
― перемещать вручную груз массой до 80 кг разрешается, если расстояние до места размещения груза не превышает 25 м; в остальных случаях применяются тележки, вагонетки, тали;
― поднимать или снимать груз массой более 50 кг необходимо вдвоем. Груз массой более 50 кг поднимается на спину или снимается со спины работника другими работниками;
― если груз перемещается вручную группой работников, каждый идет в ногу со всеми;
― при перемещении катящихся грузов работник находится сзади перемещаемого груза, толкая его от себя;
― при перемещении вручную длинномерных грузов (бревна, балки, рельсы) используются специальные захваты, при этом масса груза, приходящаяся на одного работника, не превышает 40 кг.


 


Перемещать вручную груз массой более 80 кг одному работнику запрещается.
 


В соответствии с нормами Правил № 642н, перемещение грузов неизвестной массы с помощью грузоподъемного оборудования производится после определения их фактической массы. Запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность используемого грузоподъемного оборудования.
 



Источник фото: pixabay.com.






Зона подъема и перемещения грузов электромагнитными и грейферными кранами ограждается.


 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при перемещении грузов автопогрузчиками и электропогрузчиками (далее ― погрузчики) необходимо соблюдать следующие требования:
 
― при перемещении грузов погрузчиками с вилочными захватами груз располагается равномерно относительно элементов захвата погрузчика (при этом груз приподнимается от пола на 300-400 мм; максимальный уклон площадки при перемещении грузов погрузчиками не превышает величину угла наклона рамы погрузчика);
― перемещение тары и установка ее в штабель погрузчиком с вилочными захватами производятся поштучно;
― перемещение грузов больших размеров производится при движении погрузчика задним ходом и только в сопровождении работника, ответственного за безопасное производство работ, осуществляющего подачу предупредительных сигналов водителю погрузчика.
 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при перемещении ящичных грузов необходимо соблюдать следующие требования:
 
― во избежание ранения рук каждый ящик предварительно осматривается. Торчащие гвозди забиваются, концы железной обвязки убираются заподлицо;
― при необходимости снятия ящика с верха штабеля следует предварительно убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть;
― перемещать груз по горизонтальной плоскости, толкая его за края, запрещается.
 
Запрещается переносить на плечах лесоматериалы сразу после их обработки антисептиком. Работники без специальной одежды и средств индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа к работам с лесоматериалом, обработанным антисептиками, не допускаются.
 
В соответствии с нормами Правил № 642н, при перемещении тяжеловесных грузов необходимо соблюдать следующие требования:
 
― тяжеловесные, но небольшие по размерам грузы перемещаются по лестницам зданий с применением троса по доскам, уложенным на ступенях лестниц (для облегчения перемещения под основание груза подкладываются катки);
― находиться на ступенях лестницы за поднимаемым или перед опускаемым при помощи троса тяжеловесным грузом запрещается;
― тяжеловесные грузы перемещаются по горизонтальной поверхности при помощи катков;  ― при спуске тяжеловесного груза по наклонной плоскости применяются меры по исключению возможного скатывания или сползания груза под действием собственной тяжести или его опрокидывания.
 




Путь перемещения очищается от всех посторонних предметов.
Для подведения катков под груз применяются ломы или домкраты.
Во избежание опрокидывания груза следует иметь дополнительные катки, подкладываемые под переднюю часть груза.
 
 
















Еженедельный дайджест новостей  портала на электронную почту





 


 

 











 
Все публикации
© 1997–2014 Клинский институт охраны и условий труда